После окончания службы в средней части храма расставили столы, скамейки, стулья. Потом принесли коробки со сладостями и разложили их на тарелки. Разлили кипяток по бокалам, и раздали пакетики с заваркой. Настоятель храма сел в торце за маленький столик и беседа с батюшкой началась. В этот раз она проходила в форме ответов на вопросы, которые в письменном виде задали прихожане, опустив листочки в специальный ящик.
Беседа с батюшкой — ответы на вопросы
1. Когда и в какое время можно ставить свечки? Когда нельзя подходить к свечам, чтобы убрать огарки?
Прихожане со стажем знают, как нужно вести себя в храме. Свечки приобретаются и ставятся до службы, а если кто опоздал на богослужение — после службы. Для этого нужно прийти чуть пораньше, или задержаться чуть подольше. Но люди, которые первый раз пришли в храм или посещают его редко не придерживаются никаких правил. Они или сами начинают ходить по церкви и ставить (обычно неумело), или передают их через других людей. Это неправильно. Но как реагировать на эти действия? Никак! Молча передать и забыть. Во время службы нужно сосредоточенно молиться, тогда не будете замечать, как ведут себя другие люди.
Нет правил, которые бы оговаривали сколько и куда ставить свечей. Их приобретение дело добровольное, необременительное — малая жертва Богу. Размер свечки ни играют никакой роли. Прихожане, которые регулярно приходят в храм, обычно ставят несколько свечей: к аналою, к образам Иисуса Христа, Богородицы и Николаю Чудотворцу — о здравии родных, на стол-подсвечник около иконы Спасителя — об упокоении усопших. По желанию своего сердца можно поставить свечу любому святому, икона которого есть в нашем храме.
Что касается вопроса, когда нельзя тушить и убирать огарки от свечей, то ответ здесь такой. Тогда, когда это не будет мешать священнослужителям проводить богослужение: во время каждения храма, чтения Евангелия и посланий Апостолов, Входов на вечерних и утренних богослужениях. Далее беседа с батюшкой продолжилась ответом на второй вопрос.
2. Во время Шестопсалмие можно сидеть?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, о чем рассказывает Шестопсалмие. Оно символизирует состояние человечества, которое было погружено в духовную тьму перед явлением миру Спасителя. Для этого гасятся свечи. Так как Шестопсалмие имеет особую значимость — его всегда читают в центре храма. В это время нужно соблюдать благоговейную тишину. Сидеть (кроме больных) и ходить по церкви нельзя. Устав строго предписывает: внимательно слушать стоя с преклонённой головой и опущенными вниз глазами, а сердцем молиться о грехах наших, поминать смерть, будущие муки и жизнь вечную.
Сидеть разрешается на кафизмах, ведь их название так и переводится — «сидение». А вообще насчёт сидений в нашем храме я скажу так: если человек тяжело болеет или не может стоять в силу преклонного возраста — ему можно сидеть всю службу: и на Всенощной, и на литургии. Главное, чтобы он радовался тому, что находится в храме и участвует в соборной молитве.
3. Батюшка! Расскажите или объясните: по какой причине дети рождаются инвалидами (Дауны, аутизм, немые, слепые и другие недуги). Разные болезни рождённых детей — это по грехам родителей?
Для первых людей Бог создал Райский Сад. Это идеальное место для проживания: по климату, питанию, красоте окружающего мира, вечной жизни в постоянном общении и единстве с Богом. Но Адам с Евой нарушили Божью заповедь и разрушили Рай. С тех пор люди сильно продвинулись в уничтожении природы, которую сотворил Бог. Посмотрите вокруг: изгажено все — вода, воздух, культурные растения. Люди дышат грязным воздухом, пьют плохую воду, едят искусственную еду. Их естественная природа начинает меняться в худшую сторону. Результат печальный — рождаются дети инвалиды. И причем здесь Бог? Он дал человеку свободу выбора, поэтому не вмешивается в его деятельность.
Иногда в семье алкоголиков, наркоманов и других великих грешников рождаются здоровые нормальные дети. А у здоровых, любящих друг друга родителей, появляются дети инвалиды. Разве Бог в этом виноват? Люди виноваты в том, что изгоняют из своей жизни Спасителя мира, а потом не могут справиться с трудностями, которые плодят сами в себе. Но рождение таких детей из-за наших ошибок, Бог направляет нам на благо— это урок всем нам: как нужно сострадать чужому горю. Чем можно помочь родителям таких детей?
Христианский взгляд на страдания, скорби, испытания — это Божье указание на путь спасения. От каждого требуется добродетель — терпеливое, смиренное служение страдающим детям, оказание помощи нуждающимся ближним. Именно добрые дела приближают нас к Богу, дают возможность отыскать свой христианский путь. На этом пути нас ждут разные виды борьбы: за перемену мировоззрения, жертвенную самоотдачу, война с самим собой и со своими грехами. Беседа с батюшкой подходит к концу. Задан последний вопрос.
4. Правильно ли, что перед тем как подойти на исповедь к Вам, нужно поклониться, попросить прощение у прихожан. А ведь Господь присутствует перед нами невидимо, а мы поворачиваемся к Нему спиной. Не грех ли это?
Давайте сначала разберёмся, чем исповедь отличается от покаяния. Исповедь — это перечисление грехов, но не борьба с ними. У нас в храме многие приносят списки одних и тех же грехов, и исправлять их не торопятся. А покаяние — это осознание греховности своего поступка, и стремление избавиться от него за счет перемены жизни. Искреннее покаяние ведёт к тому, что человек начинает контролировать свои поступки, свое поведение и не допускает повторение одних и тех же грехов. Нечего скрывать, что большинство из вас идёт исповедоваться для того, чтобы быть допущенным к причастию. Исповедоваться тоже надо, потому что мы начинаем обращать внимание на греховную сторону своей жизни. Но также нужно и настоящее, непритворное желание осудить свой грех и стать на путь его искоренения.
Что касается ответа на сам вопрос, могу пояснить следующее. Складывать крестообразно руки на груди и просить прощения у тех, кто стоит в очереди на исповедь — это обычай, но не обязательный. Обычно он практикуется в приходах, где верующие часто общаются друг с другом, хорошо знакомы между собой. В нашем храме он используется, и это замечательно. Но важно и другое. Перед исповедью и причастием нужно простить всех, в том числе и тех, которых не видим, с которыми не можем поговорить. Нужно внутренне со всеми полностью примириться.
Когда человек вслушивается в то, что повелевает Бог, оказывает Ему почтение — он не может повернуться к Нему спиной. А вот если он все больше грешит, не раскаивается в своих поступках, то он удаляется от Бога. Но в этом случае он поворачивается к Нему не спиной, а отворачивается сердцем. Нужно бояться не того, чтобы показать Богу спину, а бояться демонстрировать Ему свое непослушание и нераскаянное сердце.
Беседа с батюшкой закончилась молитвой:
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Аминь.
Большая благодарность, Георгий, за такое подробное «освещение» чаепития,