Чаепитие началось с шуток, которые создали хорошее настроения. Потом батюшке Сергию стали задавать вопросы, на которые он обстоятельно отвечал.
Об епископе Орском и Гайским
Вначале вспомнили хорошими словами Владыку Иринея — Епископа Орского и Гайского, в епархию которого перевели от нас иерея Михаила Яковлева. Шподарев А.Т. показал четки, которые владыка подарил ему, заметив, что они ему понравились. Отец Сергий у него учился и рассказал несколько веселых и поучительных историй, связанных с преподаванием владыкой богословия в Оренбургской духовной семинарии.
О службе в Ключах
Потом батюшка рассказал о вчерашней службе в Ключах. Люди там с нетерпением ждут богослужений. Вчерашнюю службу я запомню надолго, так мне не хотелось, чтобы она закончилась. Наверное, Бог в данный момент близок к активным верующим в Ключах. Служба проходила в кабинете председателя сельского совета и была наполнена Божией благодатью.
О храме в Разномойке
Далее коротко обсудили ситуацию со строительством нового храма в Разномойке. Большую помощь оказал депутат Соляник АП., депутат и председатель комитета Законодательного Собрания Оренбургской области по собственности, природопользованию и строительству. Храм был построен в короткие сроки и очень понравился Шподареву А.Т., который поделился своими впечатлениями о его внешнем виде. Внутрь попасть не удалось, так как дверь была закрыта.
О чине Мельхиседека
После этого Шподарева Н.И. попросила рассказать о чине Мельхиседека, о котором в своем послании говорит апостол Павел. Батюшка пояснил, что никто не знает, откуда он взялся и какой у него был титул. В ветхозаветных Книгах Бытия есть всего 2 эпизода с упоминанием этого имени. Это когда Авраам после победы над 4 царями возвращается, то его благословил Мелхиседек, царь Салимский. Он вынес хлеб и вино и после благословления произнес: «благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли. И благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои». После этих слов Авраам отдал ему десятую часть от всего богатства, доставшемуся ему как победителю.
Этот странный эпизод не имеет ни начала, ни конца. Непонятно, почему Авраам отдал ему десятую часть завоеванной добычи, и по какому праву Мелхиседек благословил его как старший младшего. В Писании Авраам называется другом Божиим. И как человек Мелхиседек тоже непонятен. Ничего неизвестно: откуда он взялся, когда родился, кто его родители? Правда царь Давид в псалме о пророчестве мессии говорит о нем, как о священнике по чину Мелхиседека, который одновременно является и царём и священником.
А ведь в ветхозаветные времена рода не смешивались: левит не мог стать священником и наоборот. Имя Мелхиседек переводится как «царь правды», а слово «салим» обозначает мир. Но Царем правды и мира называли только Иисуса Христа. Поэтому апостол Павел считает, что в образе Мелхиседека представлен сам Христос, который в ветхозаветные времена и благословил Авраама и принял от него десятину даров. Основания есть — ведь Иисус тоже появился неизвестно откуда, хотя Христос, как БОГ, был, есть и будет всегда.
В свое время он немного отошел от нас, чтобы дать нам свободу. Но когда Христос снова придёт, свобода наша закончится. Домой мы не сможем пойти, делать какие-то дела тоже не сможем. Сейчас нам Христос дает свободу, чтобы мы определились: кто мы? Христиане или миряне? Время на это вроде бы есть, но на самом деле его нет — настолько оно быстротечно. И привел пример из своей практике, когда его начальник поставил его перед выбором: кто ты слесарь или механик? Недавно я был слесарем, который не хотел подчиняться механику. А теперь меня поставили механиком, и я должен заставить их не только работать, но и быть на стороне начальства. Тогда я смог определится.
О сокрушении окамененного сердца
Потом зашёл разговор о том, как сокрушить свое сердце, как ощутить присутствие Духа Святого. Георгий рассказал о том, что монах в Оптиной Пустыне на исповеди говорил ему, что это очень тяжелый труд. Отец Сергий с этим не согласился. Дух Святой может сойти в любую минуту, нужно лишь проявлять усердие и внимание к своему сердцу при прочтении молитв, особенно в храме. Если Дух Святой снизойдёт на человека, то всё будет делаться легко, в том числе и сокрушение окамененного сердца. Беда в том, что мы часто отпугиваем его своими поступками, помыслами. Нужно от много отказаться в этой мирской жизни, чтобы стяжать Духа Святого.
О рок музыке
Далее был задан вопрос о рок музыке. Батюшка сказал, что дела, как и музыка, бывают богоугодными, а бывают от дьявола. Рок это агрессеия, депрессия, потеря человеком контроля над собой. Рок ничему хорошему не учит: ни позвонить родителям, ни помочь ближнему, ни совершению благородных поступков. Наоборот, рок играет на самых низменных чувствах человека. А какие там слова? Стихов там нет, один набор слов. А есть же много песенных текстов хороших. Возьмите народный фольклёр, казацкие песни — в них мног смысла, прославление человеческих достоинств: патриотизма, семейного уклада и других.
О телевидении
Зашёл разговор о телевидении. Какая от него польза? Батюшка на сей счёт сослался на Христа, который в Евангелие сказал, что если соблазняет тебя око, вырви его, соблазняет рука — отруби её. Это членовредительство, конечно, в переносном смысле. Не включайте, не смотрите телевизор, если там нет ничего поучительного. Полезнее открыть молитослов и почитать молитвы.
Что важнее: добрые дела или усиленная молитва?
Потом был рассмотрен вопрос, что полезнее — молиться в уединении или помогать людям. Батюшка сказал, что нужно стремиться раздавать себя людям. Обязательно нужно совмещение праведных трудов и молитвы. Богоугодные поступки важнее повседневных молитв.
Чаепитие коснулось вопроса об окружающем мире
Коснулись вопроса отношения к окружающему миру. Батюшка сказал, что нужно любить все, что сотворено Богом: окружающую природу, солнце, луну. Но посмотрите, что с этой красотой сделали «человеческие творения?». Всё изрыли, испортили воздух, воду.
Чаепитие и Рождественский Пост
В заключении коснулись вопроса соблюдения поста. Батюшка привёл в пример себя. У меня много болезней, но пост я соблюдаю. А вам людям в возрасте всегда можно найти причину для послабления поста. Но самое главное делать все по необходимости, а не по прихоти. Пост это маленький шажок ко Христу, поэтому по возможности его нужно соблюдать.
Укрощение плоти поможет укреплению духовного здоровья. Потом батюшка отвечал на вопрос: как соблюдать пост, если часто зовут в гости? Поделился своим личным опытом. Приезжаю в гости к тестю и теще. Тесть военный, теща под стать ему. Приглашают обедать — вкусный борщ с мясом. Я есть очень хочу, но прошу только чай. «Я хочу только пить, кушать не хочу». «Да у тебя опять пост что ли?», — вопрошают родители жены. «Пост», — скромно отвечаю я, и довольствуюсь только заваренным кипятком.
Чаепитие закончилось прочтением молитвы. В нем участвовало 19 человек
Добрый вечер.
Читаю рубрику «Беседы с батюшкой», мне понравилось, что после Литургии, трапеза продолжается, где за общим столом сидят люди разного возраста, с разными взглядами на различные жизненные ситуации, с разными вкусами, жизненным опытом, с разными характерами, но которых, всех таких разных, объединяет — это — правая вера в истинного Бога. Когда читаешь о том, что обсуждается, что волнует человека, что ему интересно, чувствуется теплая домашняя обстановка на чаепитие за столом. Собрались не чужие люди, чтобы что-то послушать или чем-то поделиться из праздного любопытства, а собрались родные — друзья, которым важно и спасение собственной души, работа над своим скверным характером, но и не чуждо, как бы сказали строгие «критики» православия (причем сами же верующие) и чувство прекрасному, например к музыке.
Православному христианину ничего не чуждо, он эрудирован, образован, многогранен в знаниях и интересах; ему чуждо только, — грех.
Искренно желаю, чтобы доброе начало — чаепитие, стали частым гостем на вашем приходе и число друзей за вашим теплым, семейным столом становилось все больше и больше. Спаси вас, Господи!