Паломничество к православным святыням в сегодняшнее время стало обыденным делом. Тысячи и тысячи людей едут в известные и не очень известные монастыри. Открыты специальные фирмы, которые заботятся о транспорте, проживании, организации экскурсий. Некоторые люди предпочитают совершать паломничество самостоятельно.
Пешее паломничество раньше, а сегодня — комфортная поездка
В прошлые века паломничество к Святым местам было сродни подвигу, так как приходилось идти пешком сотни, а то и тысячи километров. И это тяжелый, изнурительный труд, а временами даже опасный. Ведь в пути паломников подстерегали хищные звери, разбойники, болезни и многие другие риски для жизни. Сведения о маршруте приходилось собирать по крохам. Сегодня же в любую точку земного шара можно попасть быстро, безопасно, комфортно. Личный автомобиль, автобус, поезд, самолёт с лёгкостью преодолевают весь путь до конечной цели.
Раньше шли за Божией Благодатью, теперь за сувенирами, впечатлениями, фото
Но дух современного паломничества к святыням кардинально отличается от тех пеших переходов, которые совершались нашими предками. Сегодня мерило всех трудностей — деньги. Раньше люди преодолевали трудности на пути к православным святыням, чтобы приобрести навык молитвенного служения Богу. Сейчас людям больше интересны впечатления, сувениры, фотографии и видео. Они ищут выгоды, удовольствия, развлечения. Современные паломники культивируют потребительское, эгоистичное отношение к окружающему миру.
Паломничество к православным святыням — как одна из форм Церковной жизни
Настоящим христианам следует относиться к паломнической поездке по-другому. Они должны себе чётко представлять: какая цель преследуется лишением себя привычных бытовых удобств, расходованием средств, тратой времени. Что они хотят узнать нового? С какой целью они совершают паломничество? Узнать историю храмов, икон, церковной утвари? Приложиться к чудотворной иконе или мощам святого угодника Божия? Или поближе познакомиться с церковной жизнью и даже стать ее частью? Постоять на богослужениях, исповедоваться и причаститься! Наверное, последнее более важно, чем просто осмотреть внутреннее и наружное убранство храмов или даже приложиться к чудотворной иконе или мощам.
«Духовный туризм» — как разновидность паломничества
Одни едут в паломничество к православным святыням, чтобы ощутить благодать Духа Святого, отвлечься от мирской суеты, получить или обогатить свой молитвенный опыт и присмотреться к жизни в монастыре, научиться терпению, послушанию, любви. Другие в этих поездках хотят земных вещей. Они пекутся о своём здоровье и своих близких, материальном благополучии, об успехах в делах. И вот уже едут толпы благочестивых верующих к известному или пока ещё не очень известному старцу за советом, помощью, исцелением. За услугу платят деньги, привозят подарки. «Духовный туризм», как вид паломничества, становится в современной церковной среде популярной, благочестивой разновидностью.
А это опасный путь. Недопустимо усваивать духовную жизнь через мерило материальных благ — удачи, здоровья, повышения по работе. В этом случае человек не способен заметить духовный дар, который даёт ему Господь.
Многие считают приобщением к монашеской жизни купание в святых источниках, приобретение сухариков, освящённого маслица, иконок и других сувениров. Но для этого совсем не нужно духовно напрягаться.
Об околоцерковных людях
Начало духовной жизни — не поездка по Святым местам, а покаяние. В Евангелие сказано: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинайте читать Священное писание, исповедуйтесь и причаститесь. Вот тогда в поездке у вас откроется духовное зрение, и вы сможете правильно истолковать всё, с чем столкнётесь в дороге. Вы будете без осуждения взирать на неправильное поведение (с вашей точки зрения) священнослужителей, монахов, мирян. И бытовые трудности не принесут вам расстройства.
Сегодня во многих приходах (в том числе и в нашем храме) образовалась среда людей, которые просто приходят, ставят свечи, стоят на службах, но не участвуют в церковной жизни. Они не исповедуются, не причащаются, или делают это крайне редко и только тогда, когда в их жизни появляются депрессия, фобии, скорби и другие личные проблемы. Многие из них считают началом воцерковления именно паломничество к православным Святыням. И вот они уже готовы делиться своим «духовным опытом» с другими людьми, хотя в христианской жизни страшно далеки от Евангелия и настоящего опыта Церкви.
Паломничество — как средство духовного развития людей
Теперь поговорим о пользе поездок по монастырям для спасения души.
Настоящее паломничество по Святым местам — это действенное средство духовного развития человека, которое, наряду с поклонением святыням, позволяет вглядеться в свои недостатки, почувствовать Божию силу, помощь Господа и Его поддержку. Лишения себя элементарных удобств, порой тяжелый труд на послушании, многочасовые службы, на первый взгляд простая и скудная монашеская еда выворачивают человека наизнанку.
Он начинает видеть себя таким, каким он есть: немощной, злой, раздражительный, своевольный, эгоистичный. С другой стороны, паломник видит тех, кто постоянно живет такой жизнью (братия и сестры монастыря) и начинает учиться у них, прежде всего, молитве, терпению, послушанию и доброделанию.
О роли батюшек в подготовке прихожан к паломничеству
Огромную роль в подготовке прихожан к поездке играют священнослужители приходов. Они не только дают благословление на паломничество, но и разъясняют: как подготовиться к посещению монастырей, как нужно вести себя, на что обратить особое внимание. Главное всё делать с молитвой, причём абсолютно для всех случаев подойдёт Иисусова молитва.
Подведём итог: паломническую поездку следует рассматривать как награду за свой труд в повседневном церковном служении, как подарок, посланный Господом. Но она никогда не заменит ежедневную духовную работу, участие в жизни Церкви, а главное в Таинствах!
Я родом из Башкирии, из города Мелеуза. У нас есть православный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Мы часто ездим к святыням Башкирии. Недавно были в Табынске, и приложились к иконе Табынской Божией Матери. Искупались в святом источнике. С нами всегда в паломничество ездит кто-то из батюшек. Это очень удобно. Всегда можно взять благословение, спеть вместе с ним молитвы и тропари.