Скоро Великий Пост. Осталась одна неделя (мясо уже не едим, значит подготовка усиливается). Христиане готовятся к походу в пустыню, финал которого — Пасха. Вот уже несколько недель Церковь приготовляла свое стадо к постничеству через вспоминание особых притчей из Евангелия. Ступенька за ступенькой — желание, смирение, покаяние, любовь — приближает последователей Христа к Великому Посту. Притча о Страшном суде — последняя история в этом ряду.
Притча о Страшном суде
Молитва перед чтением Священного Писания
Господи, Иисусе Христе, отверзи мне уши мои сердечные, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою, потому что странник я на земле. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей. На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом познания Тебя, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не во грех себе Слово Твое прочел, но во обновление и в просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный. Аминь.
Евангелие от Матфея, глава 25
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Подготовительные недели к Великому посту
Воскресение раньше называлось неделей. Начало положила Неделя о Закхее, которая рассказала о сердечном горении, желании узреть Христа. Потом подошла Неделя о мытаре и фарисее, которая подчеркнула важность смирения самих себя. Затем настала Неделя о блудном сыне, о котором поведал в притче Христос. Эта история показала тоску и покаяние в сердцах верующих по Царству Небесному, в которое Отец призывает нас вернуться. И вот наступила Неделя о Страшном Суде, на котором Христос будет людей судить по закону любви. Притча о Страшном суде рассказывает об определённой помощи и личной любви к конкретному человеку, который по воле Бога встречается на жизненной дороге каждого христианина.
Миссия Церкви
Государство должно заботиться о людях, поэтому создает специальные органы, которые обязаны охватывать своим вниманием большие группы жителей: пенсионеров, бедные слои населения, инвалидов и другие общности. Но эта помощь во многом анонимная, для которой создаются определённые методики расчётов. Замечательно, если во главе этих органов будут стоять люди, понимающие христианскую сущность справедливости, равенства, гуманизма. Но любовь к людям, которая лежит в основе христианской морали, это всё же другое. Церковь учит, что любовь к людям должна быть всеобъемлющей, а вот помощь конкретной и адресной. Об этом же говорит и притча о Страшном суде. Именно в таком подходе к заботе о людях проявляется единственная миссия Православной Церкви, которая не может быть аналогом социального агентства, помогающего определённым группам населения.
Узнать Христа в каждом встречном
Христианскую любовь можно представить, как попытку разглядеть в каждом человеке Иисуса Христа. Умом понять это трудно, только сердце поможет всматриваться в нищего и больного, убогого и бедного, других разных людей. В мире ничего случайного нет. Бог по своему тайному промыслу, вводит в жизнь любого человека, нуждающихся в помощи и заботе людей, чтобы совести дать повод для свершения «доброго дела». Именно отзывчивое доброе сердце может положить начало общения с Богом.
Любовь можно представить в виде таинственной силы, которая через наружные признаки другого человека — облика, национальности, умственных способностей, финансового благополучия — проникает в его душу. А в душе праведника живёт Сам Бог, а у других людей в ней есть хотя бы Его частица. Бог любит всех без исключения, поскольку Он Сам даровал каждому из нас человеческую личность. К тому же Он знает о нас всё: состояние души, сущность, черты характера и так далее. Христианская любовь — это дар Божественной любви, как чудесного откровения индивидуальной личности. Поэтому Христианская любовь не может быть безликой, она конкретна, нравственна и единственна.
Ответственность христианина за сохранение частицы Царствия Небесного
Притча о Страшном Суде повествует о христианской любви. Не все из людей работают для блага всего человечества, но каждому землянину дан дар и благодать любви Христовой. Святые Отцы учат, что всем людям нужна любовь личная, индивидуальная. Каждый человек нуждается в ней. А раз вокруг нас есть больные, голодные люди, значит они, в силу разных причин, лишились любви окружающих людей.
Но христианине несут ответственность не только за свое собственное существование, но и за ту малюсенькую частицу Царствия Небесного, которая есть в них. Таким образом верующие во Христа люди будут судимы как за своей проявления любви к другим людям, так и за ответственность применения дара любви Христовой. Потомy что
«так как вы сделали это одномy из сих бpатьев Моих меньших, то сделали Мне»… (Матф. 25:40).
И каждый раз когда люди демонстрируют равнодушие, чёрствость, жестокость по отношению к слабым, нуждающимся собратьям в финансовой, моральной помощи и поддержки — безразличные мужчины и женщины совершают суд над самими собой. И именно этот суд страшный и есть, потому что это констатация того кем они стали перед Богом и своей совестью.