Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Спаси всех, Господи! Поздравляю всех с воскресным днём, причастников поздравляю с принятием Христовых Тайн. Дай Бог, чтобы Христос посетил ваше сердце, чтобы укрепил внутреннее и внешнее. Сегодня мы с вами слышали притчу от Христа:
У одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою:«что мне делать? некуда мне собрать плодов моих».
И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Вот такая короткая, но емкая притча! Что делает человек, у которого и так много богатства? У него хороший урожай, и он берёт, планирует, заготавливает, чтобы обеспечить себе хорошее будущее. Комфортное, надежное, безопасное. Ну, мы все так и делаем. Мы пытаемся накопить, приготовить себе на черный день. И он рассуждал так сам с собою, беседовал. Человек не может не разговаривать сам с собою, потому что у него всегда есть мысли. Так задумал Бог, потому что он бесконечен.
Нам дана речь, у нас есть слова, чтобы благодарить Его, славить Его, просить Его. Но мы их употребляем не для беседы с Богом, а для разговора с самим собой, не по назначению употребляя дар речи. И он говорит: что мне делать? раз некуда мне собрать плодов моих. И говорит: сломаю житницы свои и построю большие, и соберу туда всю пшеницу и все добро МОЁ! Что он говорит?
Здесь только личные местоимения: мое, мне. Когда учеников спрашивают об этих местоимениях в школе, они называют их очень агрессивными. Почему? Да потому что это подразумевается, что у кого-то нужно что-то забрать, кому что-то не дать. То есть это подразумевается: это только МОЕ, и ничье более. Вот здесь человек думает только о себе. Ему и так Господь дал богатства, но он даже не думает о том, что с кем-то надо поделиться.
И вот что говорят Святые отцы: человек, который недоволен тем, что имеет — всегда будет бедным. Она никогда не насытится. Сколько бы у него не было денег, а он все недоволен. Но богатым считается тот человек, который раздает все окружающим. Есть такое библейское выражение — хочешь увидеть хлеб, отправляй его по речным водам и завтра он опять к тебе приплывёт.
Вот этот богатый человек так не думал. Он думал о том, что он должен делать: куда собрать плодов МОИХ? Для этого снесу МОИ житницы и построю большие. Туда соберу зерно МОЁ. И скажу душе МОЕЙ. А что такое есть Душа? Это понятие пришло к нам из Греции, как и православная вера. Душа — это псюхи. Отсюда психология — логия — это учение. Психология — это учение о душе. Только православие говорит о том, что это понятие низменное, неглубокое. То есть это место страстей человека. Вот все страсти, все грехи рождаются в душе. Плоть она не рождает греха, рождает душа.
То есть где таится жадность? В душе (не в плоти!). Где таится сребролюбие? Там же в душе. Где прячется блуд? В душе не в плоти! Ведь он бывает и у пожилых людей, у которых плоть, казалось уже умерщвлена, а эти страсти кипят. А духовная жизнь человека по-гречески называется пневмо — Дух.
Вот мы имеем лёгкие — это пневмоорганы, которые дышат воздухом, дышат духом воздушным. А у нас есть душа, которая должна дышать духом Божиим — пневмо. Это намного глубже, это намного выше! И вот здесь богатый человек рассуждает на уровне своих страстей: то есть что он принесет самому себе? Он принесёт новые страсти. «Душа моя! Много добра лежит у тебя на многие годы! Покойся, ешь, пей, веселись!». И нигде не сказано: подай ближнему. Поблагодари Бога за то, что Он дал тебе этот урожай. Этого здесь нет ничего. То есть человек сам по себе. И сказал ему Бог: «Безумный! В эту ночь душу твою потребуют у тебя».
То есть кто потребует? Это сказать очень сложно. Святые отцы говорят, что это возможно Ангелы, которые придут за душою и препроводят её к Богу. Возможно это бесы, которые заработали эту душу. Мы говорим: «Раб Божий», почему? Потому что раб повинуется Господину своему. Апостолы как говорят? «Мы Христовы!», потому что принадлежим Христу: потому что слушаем Его заповеди, выполняем Его заветы. Мы Его любим, мы Ему молимся, мы Христовы! А есть люди, которые не Христовы, которые работают дьяволу. Рабы дьявола. Иногда это единство сходится в одно, что дух просто поселяется в человека. И тогда нет человека, а есть просто бесноватый. Такой человек полностью подчинён дьяволу и действует по его наущению. Может быть эти духи потребовали у Бога душу, которая в полноте принадлежит им. Потому что это душа не Бога, эта душа принадлежит им.
Многие из нас видели и имеют такой опыт. Когда умирают пожилые родители, молодые дети просто выбрасывают их старые вещи. Просто избавлялись от них. А как зарабатывали пожилые родители? Очень часто люди прибегают к мелкому воровству. Но человек не говорит, что я ворую. Ему сложно признаться в этом. Я беру то, что мне не додали, то, что никому не нужно, то, что ничьё. Вот у меня украло начальство, а просто забираю свое. Но, нет ничего страшного, если я возьму эту мелочь, или ту мелочь. Ничего страшного, если эта железка, которая на заводе никому не нужна и просто сгниёт, а мне в хозяйстве она пригодится.
Есть такие люди, которые всю свою жизнь натаскивают добро в гаражи. Маленький гараж сломаю, построю большой. Зачем? Затем, чтобы сложить туда все добро, которое я накопил за свою жизнь. Умирает этот человек, сын приходит его. Ему не нужен этот гараж,и он раздаёт все. Зачем всё это собирал его отец? Зачем он веками приобретал это? Зачем ему это всё? Вот здесь в этой притче об этом и сказано. Кому всё это достанется? Никому это не нужно, что после человека останется. Нету человека, попомнили полгода и забыли о нём. Забыли о том, что он делал, что он оставил. А если кто и пользуется его имуществом, то он его уже считает своим. Всё — это моё. И он даже не думает, как оно досталось. Это моё и всё.
И Христос говорит, каков этот человек, собирающий богатства себе? И он говорит: жалкий, безумный, что он испытывает к нему жалость. Как жалко таких людей, потому что эти люди ошиблись в течение всей своей жизни. Всю жизнь направили не туда. Что они наследуют в жизни вечной? Ничего, одни мучения. Какая-то короткая радость и вечное мучение. Вот что их ждёт. Эти люди не в Бога богатеющие. Что с нами наше богатство? Это Бог! Как бы мы не сохраняли какие-либо вещи — не дай Бог случился пожар, всё сгорело; не дай Бог залез вор, всё украл; не дай Бог посадили огород, всё это погибло. Все это не надёжно, надежен лишь только Бог.
Мы знаем, что пророк Илия, пример для нас всех известный. Он ушёл в пустыню и стал жить на ручье. Ему птицы носили хлеб, потому что он уповал на Бога. Потому что его богатство был Бог! Бог его кормил. Мы помним с вами Христа, который пришёл в пустыню и видел эти камни, похожие на хлеб того времени. Вот лежат эти камни, а он очень хочет кушать. И дьявол ему говорит: «Сделай, пусть это будут хлеба». Но Христос доверяется Богу Отцу. Нет как Бог Отец скажет, так и будет. То есть на то воли Божией. Я лично от себя ничего творить не буду, я буду делать лишь по воли Божией. Если Богу будет угодно, эти камни станут хлебами. И, действительно, потом когда было множество народа, всего 5 хлебов насытило 5000 человек.
Тогда у Бога не было воли, чтобы камни стали хлебами. И Господь повинуется этому. Господь — он повинуется Богу Отцу. А в дальнейшем, когда Богу было угодно и пять тысяч насытилось пятью хлебами. Вот такая Вера Христа — она нам пример! Он нас научает этому. Вот мы иногда в жизни ропщем, что у нас что-то не получается. Но мы не умеем принимать волю Бога. Да иногда это больно, иногда не совсем удобно и терпимо, не совсем комфортно. Но такова воля Бога, перед которой мы должны склонить голову, принять это, Если мы будем богатеть в Бога, то Господь будет богатить нас. Ведь самая большая ошибка богатого человека, о котором идёт речь в притче, какая? Он думал, что все эти наслаждения и смысл бытия в этой временной жизни. Мы с вами знаем, что нет.
Жизнь очень быстро проходит и очень быстро закончится. Она закончится не сегодня, так завтра. И все что мы здесь собираем — всё останется в этой жизни. Как говорят: «У савана, которым накрывают покойника, карманов нет. И у гроба него нет багажника, чтобы сложить туда все наши вещи и радостные, накопившие добро, поехали к Богу. Не будет такого. Здесь останется всё. Даже тело останется. Возьмем с собой лишь то, что поместится в нашу душу. А в нашу душу, нашу маленькую душу может помещаться лишь бесконечный Бог! Если мы будем богатеть в Бога, то мы никогда не прогадаем. Наши должны быть дела. Наша река временная должна наполняться хлебом. Хлебом, который должен отходить к Богу и нашим ближним.
Каждый должен видеть в ближним Христа. Помните, чем закончится наша человеческая история? Все мы предстанем перед Богом, и Господь скажет: «Я вас благодарю, вы входите в Царство Небесное за то, что вы Меня накормили». И те удивятся: «Когда мы тебя накормили, мы тебя никогда не видели?». «Как же вы Меня не видели? Каждый ближний — это был я!». А другим скажет: «Отойдите от меня, делающие беззаконие. Вы Меня не накормили». «А когда мы Тебя не накормили? Мы Тебя не видели». «Каждый ближний — это был Я». Вот так нужно богатеть с Богом.
Думать о ближнем, видеть его проблемы. Остановить свою жизнь, остановить или хотя бы сделать на паузу, чтобы увидеть вокруг окружающих людей. Кто из них в чем нуждается. Мы часто приходим в храм, стоим в храме и думаем, что делаем благое дело? А оказывается живём, как тот богач. Имеем какие-то дары, имеем здоровье, имеем какие-то финансы, продукты, материальные ценности, но даже не видим рядом стоящего. Не интересуемся, а в чем он нуждается? Может ему совсем немного надо: приветственное слово. Просто нужно поздороваться, спросить как здоровье, просто надо уделить время. Вот это мы должны делать. Мы православные христиане, которые принадлежат Христу, которые выполняют Его заповеди. Вот что мы должны с вами делать. Любить друг друга и Бога больше всего на свете. Дай Бог нам сил быть истинными учениками Христа. Помоги всем, Господи! Аминь!