Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Господи! Поздравляю всех с днём памяти иконы Богородицы Скоропослушницы. Все мы знаем, что она написана в IX или Х веке. Но чудо случилось в XVII веке, когда она висела в трапезной. Ночью, когда монах ходил с факелом, который коптил, он услышал голос: «Не ходи здесь и не копти лико». Он подумал, что это братия над ним шутит, говоря из темноты. Монах не послушался, продолжал ходить с факелом, и ослеп. Только тогда он понял, что пресвятая Владычица наказала его за непослушание.
Он стал усердно молиться, просить прощения, и был исцелён. Ему был слышен голос, что отныне этот образ должен называться Скоропослушница, потому что я скоро слышу приходящих ко мне с просьбой и верой.
Мы знаем, что икон Пресвятой Богородицы писалось много, с некоторыми происходили чудеса, и их стали называть по-особому. Этот образ называется Скоропослушница. Икона у нас висит в храме, мы чтим, любим этот образ, поэтому он, сегодня здесь на аналое. Это радостное событие.
А в Евангелие мы сегодня читали отрывок о страшном событии. Вот слова Христа. «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их». То есть некоторые галилеяне приходили в храм, приносили жертвы, но за непослушание Понтийскому Пилату, они были убиты. Там разгорелся спор: за чей счет нужно проводить водопровод. Был там понтийский управляющий, который сказал: «Водопровод будет строиться на деньги храм, на деньги верующих, а не на деньги Римской Империи. Многие взбунтовались, считали, что это неправильно — на деньги храма, и этот бунт был подавлен. Сказали, что кровь их смешалась с кровью их жертв.
Иисус сказал им на это:
думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все также погибните. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все также погибните.
И сказал им притчу
Притча о смоковнице
Да, здесь мы видим, что Христос здесь не проклинает, не пророчествует, но предупреждает: если мы не покаемся ныне слышащие, то погибнем! (а как мы слушаем, как внимаем?) Он говорит, что сердца ваши должны быть внимающими. Будьте как дети сердцами вашими. Все что я говорю, вашими сердцами должно приниматься с верою и навсегда! Должны слова Христа изменять наши сердца. И вот он говорит: «Если не покаетесь, все так же погибните».
И приводит притчу, чтобы нам было понятнее, о чем он говорит.
Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?»
Мы с вами знаем, что в древности были богатые люди, которые имели землю, виноградник и людей, присматривающих за этим виноградником и огородом. Господин приходил, но не тогда, когда нужно было работать, а когда нужно было собирать плоды. Он наблюдал, как ему собирали плоды.
И вот смоковница, дающая финики. Господин пришел и хотел увидеть плоды, но не нашёл. Тогда он сказал: «Зачем она такая нужна? Срубите её. Зачем она будет занимать землю, зачем она будет истощать землю? Ведь каждое растение вынимает полезные вещества из земли. А то растение, которое бесполезно — оно не нужно! Вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но виноградарь сказал ему в ответ:
господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее».
Вообще, если смоковница на будущий год не принесет плода, её срубят. Да виноградарь выпросил ещё год, чтобы окопать её, взрыхлить, удобрить. Но, если она не даст плодов, то её срубят. Я думаю, что каждый понимает, что притча о смоковнице — это про себя. Христос обращается к нам. Все мы посажены Христом, посажены в благоприятную почву. Сейчас у нас есть все. Никогда наши предки не жили так хорошо, как сейчас. Кто думал раньше, что в 60 лет мы не будем работать? Кто думал раньше, что мы будем жить до 60 лет? Кто думал, что можно жить, имея дома воду, тепло и при этом не работать? Кто так думал? Никто так не думал?
Мы кнопку нажимаем и машина стирает. Сейчас у нас много времени, которые нужно потратить на Бога, поблагодарить его за то, что мы родились в это замечательное время. А ведь притча о смоковнице — это рассказ и о нашем времени. К сожалению приходит Господин к смоковнице и не находит плода. Да, стоит красивая, зелёная и все восхищаются красотой этой смоковницы. Но суть, что этой смоковнице — давать плоды, которые нужны Господину. А если этих плодов не будет, тогда он будет посекать эту смоковницу. Он говорит, зачем мне нужна такая смоковница, которая стоит, занимает место, да ещё сосёт соки из земли? Зачем такой человек, который ничего не делает в обществе, ничего не делает на планете Земля, а только сосет соки из ближних. Мы живы с вами благодаря нашим близким, благодаря их любви к нам, благодаря их помощи нам. Если бы ни близкие, если бы ни папа и мама, если бы не социальные работники, у кого нет папы с мамой, если бы ни наши соседи, братья, сестры, внуки, дети — мы бы не имели такой жизни.
Мы только сосем соки с ближних, а мы должны давать плоды Богу, близким, всем кто нам благотворит. Дерево, когда умирает, разлагается в земле, делая ее плодородной. Вот мы должны больше давать, чем брать. Я имею в виду православных христиан. Мы должны отличаться от других людей, потому живем по иным законам, с другим смыслом жизни. Дай Бог нам каждому вникнуть в смысл этой притчи. Пусть каждый дома сядет, пусть вникнет в каждое слово, и оно войдет в сердце каждого. Нужно слышать угрозу Христа. Это не пророчество, не проклятие: если мы не принесём плода, то будем срублены, потому что никакого толка от нас не будет ни Богу, ни ближним. Одни мучения, и в первую очередь нам самим, от самого себя. Дай нам Бог сил принести плода, обильного плода, по молитвам Богородицы, Николая Святителя Чудотворца и всех Святых. Помоги нам Господи. Аминь.