Проповедь от 25 ноября

После окончания утреннего богослужения настоятель храма иерей Сергий Оксаныч произнес проповедь:

Проповедь иерея Сергия Оксаныча о ближних

Иерей Сергий Оксаныч читает проповедь

Благодарю всех за совместную молитву. Причастников поздравляю с принятием Христовых тайн. Желаю вам, чтобы причастие и Кровь Христа послужили вам во исцеление ваших духовных и телесных болезней, во укрепление ваших сил. Сегодня мы слышали Евангелие, которое нам хорошо знакомо.

Этот отрывок мы часто слышим и почти знаем наизусть. Что здесь написано? Как Иисуса искушал один законник, который сказал:

Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

А мы так спрашиваем у священника или у близких: что мне нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? Нет, мы спрашиваем про другое: как мне больше заработать? как вылечиться? как сделать какую-то хитрость, чтобы что-то приобрести? Приходим в храм и говорим: «Господи, как мне вылечиться-то? Батюшка, куда мне поставить свечку, чтобы поправить здоровье? Но никто никогда не спрашивает: «Батюшка, что мне нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную! Вот лично мне, что нужно сделать?» Этот вопрос должен задавать каждый сам себе постоянно, регулярно и отвечать на него самому себе.

Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».

Опять мы слышим эти строки, и опять уместны слова Христа, которые мы слышали. Как ты слушаешь? Как ты читаешь? Но, действительно ли мы слышим эти слова? Правильно ли воспринимаем их? Становятся ли они частью твоего сердца? Слушать нужно так, как слушает ребёнок. Ему сказали, и он поверил, потому что сказали старшие. Но, мы считаем по-другому: высокомудренно, надменно, имеем свою точку зрения, которая мешает нам услышать слова Христа.

Именно так поступил этот юноша. Он подошёл высокомерно ко Христу. Он пришёл похвалиться, искусить его. И закон-то он знает! Но Христос его потихонечку приводит к Истине. Как ты все это читаешь? Как ты слушаешь? Посмотри на свое сердце.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

Часто мы тоже так спрашиваем: а кому надо помогать? Вот сегодня шёл в храм, а там нищий. Так он всё время пьёт, я его с детства знаю. Ему помощь оказывать бесполезно, потому что он не исправится. А кому надо действительно помочь? Тому, кто исправится. Если с этой точки зрения посмотреть вокруг, то некому помогать.

Нет тех людей, которые были бы достойны уровня моей помощи. Нет таких людей, которые от моей помощи исправились бы. И кто тогда мой ближний? Так кого следует возлюбить всею душою, и всем разумением твоим? На это Христос отвечал притчей.

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

Вот интересно, как нужно увидеть эту картину? Читаем: некий человек спускался из Иерусалима в Иерихон. В Евангелии от Иоанна сказано, что в 12 лет Христос поднимался в Иерусалим, то есть восходил, потому что Иерусалим был выше на 400 метров над уровнем моря. Иерихон был на 600 метров ниже уровня моря. То есть Иерусалим был на высоте, а Иерихон был внизу. Между ними была такая извилистая дорога, наполненная камнями.

На ней было полно разбойников. Здесь Христос приводит притчу, возлагая туда все человечество. Оно из Святого места стало уходить вниз, в Ад. И по пути оно было раздето от благодати Божией. Оно было изранено всё врагами. И было еле живо. Мы с вами тоже зачастую катимся в бездну, по крутой, каменистой дороге. И по дороге нас избивают разбойники. И лежим мы еле живы: от наших ближних, от духов, которые наводят на нас различные страсти, различные мысли.И вот это все Христос вкладывает в этот стих.

По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

Вот тоже интересный стих. Священник не помог, к сожалению, это бывает часто. По притче: почему священник не помог в то время? Потому что ему надо было выполнять службу. Если бы он коснулся мёртвого человека, как ему казалось, он не смог быть даже в сред иудеев. Он должен быть исключен от общества, так как осквернился, коснувшись мёртвого человека. И вот священник, чтобы сделать обряд, идёт в храм. Поэтому он проходит мимо. Зачастую священники так и поступают, как это не печально. Люди приходят к ним, но не находят поддержки. Но приходить нужно не ко священнику, а приходить нужно к Богу. Когда мы будем надеяться только на человека, мы ошибёмся.

Также левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошёл мимо.

То есть служитель храма (по-современному диакон или что-то подобное, например — пономарь), тоже мимо прошёл, побоялся. А вдруг это ловушка, вдруг он только притворяется мертвым. Я подойду к нему, а сзади на меня нападут.

Лучше это место пробежать побыстрее, чтобы быстрее прийти в свой любимый храм: где тепло, где безопасно.А зачем рисковать жизнью ради незнакомого, непонятного, уже наверное умершего человека? Смысла в этом нет, лучше прийти в храм. Здесь же опять свой интерес, своя жизнь ставятся выше.

И вот самарянин некто натолкнулся на него, и увидев сжалился. 

Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился.

В те времена самарянин кто такой? Это был грешный, осквернённый человек, презираемый всеми. С ним никто не должен общаться. И этот человек, увидев другого человека, попавшего в беду сжалился. То есть у него есть сердце, он умеет сочувствовать, способен сжалиться.

И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем.

То есть: он остановился, не побоялся испачкаться, не побоялся заразиться. Он промывал его раны, пачкался, отложил свои дела. Он положил свою жизнь, свое здоровье на спасение незнакомого человека.

Может пострадавший получил по заслугам, но самарянин этого не хотел знать, он хотел помочь.

Вот здесь Христос вкладывает в образ самарянина самого себя. Зачастую Христа называли человеком, который не исполняет заповеди отцов, не хранит закон, ведёт себя вызывающе, непонятно: не принадлежит вере, то есть неверующий.

И вот Христос, желая помочь, кладёт его на плечи и везет человека в Рай. Но не сразу в Рай. Человеку надо исцелиться, и он везёт его в гостиницу. Гостиница — это образ Церкви. Часто нам в миру бывает плохо: мы изранены грехом, кем-то обижены, кто-то настрадался от всяких напастей. Кто-то сам нагрешил, натерпелся от самого себя. Все израненые, мы были подобраны Духом Святым и самим Иисусом Христом и приведены в храм.

Там омылись наши раны, но … не залечились. Мы сами пришли в храм для того чтобы благодарить Бога, стремиться к Нему, и чтобы исцелиться до конца. Вот эта гостиница. В ней есть господин. Кто этот господин? Это священник. Христос своих друзей передаёт священникам, чтобы они заботились о них. Если кто-то будет в чем-то нуждаться, ему подадут. Но человек должен стремиться выздоравливать сам.

Есть и другое толкование этой притчи. Христос каждого человека приводит через другого человека. Например, сосед приводит соседа, соседка приводит соседку. И там уже, увидя ее душевные раны, их омывают. Как приводят? Может быть беседуя за чашкой чая, начать говорить о Боге. И только потом человек приходит в Храм и передаётся Богу.

Мы те самые самаряне, которые должны видеть беды ближних, уметь жалиться при виде нищего духовно. И мы должны видеть его раны и способность к исцелению, потому что мы сами такие. Мы тоже когда-то были изранены. Мы и сейчас до сих пор стоим, потому что все хотим исцеления. Каждый своей болезни. 

А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

Вот Христос здесь говорит о чем? О том, что он создал гостиницу и всех туда привел. Всех привел он. Никто туда не пришел добровольно, просто сам взял и пришел. Каждого сюда привёл Христос. Он с самого рождения принимает нас и заботится о нашей душе. Только мы не всегда хотим слышать его заповеди. Не всегда мы их правильно слушаем, ошибаемся, ранимся, нас ранят. Но, несмотря на это, он нас все-таки привёл сюда для того, чтобы мы с вами целились.

И Христос говорит, что он обязательно придёт, что он не ушёл навсегда. Придёт! Да, сегодня он невидимо пребывает с нами, но придёт он и каждому воздаст! Каждому! Каждому заботящемуся друг о друге — воздаст! И так он нам дал с вами даров много для помощи друг другу: и ум, и речь, и силы, и здоровье, и деньги, и средства для их реализации. Все это он нам дал! Нам нужно этим только правильно пользоваться. А когда вернётся, если мы потратим больше, чем нам дано по его милости, то он воздаст нам еще больше. Вы даже не представляете, то, что нас ждёт! Тех благ, которых он нам удостоит. И вот Христос спрашивает: 

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Вот часто мы ошибаемся в нашей жизни ошибками, которые приводят нас к новым ранам. Мы всегда думаем так: ближний мой это тот, который мне всегда что-то должен. А Христос учит нас по-другому: видишь, что это твой ближний, ты ему должен помогать своей милостью. Пока мы ждём, что нам будут служить — это всегда будет рана, потому что этого мы никогда не дождёмся.

И Христос нас к этому не призывает. Христос учит нас трудиться, трудиться: сердцем, телом, умом на пользу ближним. Мы должны стать ближними для другого! Мы должны быть ближними для всех! Кто наши ближние? Все мы. Вот мы стоим здесь, и все мы должны трудиться, помогать друг другу.

Мы должны понимать, что все мы здесь собрались израненные, все мы нуждаемся в помощи. А не так, что мы собираемся и начинаем свербить наши раны: Ах, ты вот такой вот такой неумытый, ах, ты вот такой грязный, ах, ты вот такой нехороший. Хоть вслух и не говорим, но про себя думаем.

Даже про себя так думать нельзя! Надо так понимать: все мы больные, всем надо целиться. Мы с вами находимся в больнице, поэтому нужно скорее исцеляться, чтобы достойно встретить Христа: с почтением, с благодарностями принять все то, что он уготовал. 

Всех вас еще раз поздравляю с Воскресением Христа из мертвых! Это наша с вами РАДОСТЬ! Он с нами, он близок, он идёт и уже близко. Помоги всем ГОСПОДИ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.