Крестное знамение и поклоны — когда нужно их совершать?

Для того, чтобы понимать когда делать крестное знамение и поклоны, необходимо понаблюдать за диаконом и священником во время службы. Если повторять за ними крестное знамение и поклоны, когда они крестятся и кланяются, можно поднять свою культуру поведения в храме на должный уровень.

Когда нужно совершать крестное знамение и поклоны?

Крестное знамение накладывать на себя надо неторопливо, благоговейно, чинно. Сначала троеперстие правой руку возложить на лоб, потом на живот, далее на правое плечо и затем на левое. И только, когда правая рука опуститься вниз, следует делать поясной поклон. Теперь подробнее поговорим о поклонах и крестном знамении.

Варианты телодвижений

Осенить себя крестным знаменем и совершить одно из движений телом, перечисленных ниже.

  1. Преклонить голову кратковременно.
  2. Преклонить голову длительно.
  3. Поясной поклон (поясничный). Нужно стараться наклониться так, чтобы можно было пальцами дотронуться до пола.
  4. Земной поклон: встать на колени, коснуться головой пола и встать.
  5. Стояние на коленях.
  6. Просто осенить себя крестным знаменем без преклонений головы или поклонов.

Крестное знамение без поклонов делается:

  1. Когда будет читаться Шестопсалмия хор поет «Слава в Вышнях Богу...» три раза просто перекреститься, и в середине шестопсалмие, когда чтец произносит «Аллилуиа…» тоже нужно три раза просто перекрестится.
  2. Когда священник произносит отпуст «Христос, истинный Бог наш…»
  3. Когда начинается чтение Священного Писания: Евангелия, Апостола, паремий.

Преклонение головы

  1. Крестное знамение и поклоны преклонение головы при каждении храма

    Преклонение головы во время каждения храма на Всенощном бдении

    Наклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением. Голова преклоняется (может сопровождаться легким наклоном корпуса) при словах священника:

    Мир всем!
    Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием…
    Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого духа буди со всеми вами.

  2. При благословении священником прихожан рукой. Если он благословляет Крестом, нужно перекреститься и после этого поклониться в поясе.
  3. При благословении свечами архиереем или священником.
  4. При каждении храма, когда священник или диакон каждят в вашу сторону, следует преклонить голову. Исключение в Пасхальную Святую ночь, когда священник держит в одной руке кадило, а в другой Крест и громко возглает: Христос Воскресе! В таких случаях сначала накладывается крестное знамение, а затем делается поясной поклон.

Длительное преклонение головы

  1. Когда диакон возглашает:Главы ваша Господеви преклоните.
    Главы наша Господеви преклоним.
    При этих словах голова преклоняется до тех пор, пока читается молитва.
  2. На литургии при совершении Великого входа, когда духовенство выходит и останавливается на амвоне.

Крестное знамение и поклоны поясные

Перед поясным поклоном всегда крестятся. Наложив на себя крестное знамение, склоняются в поклоне:

  1. Когда входят в храм и выходят из него — три раза
  2. Когда во время прошений ектений, произносимых диаконом, хор поёт
    Господи, помилуй.
    Подай, Господи.
    Тебе, Господи.
  3. Когда хор поет или чтец произносит
    придите, поклонимся…
    припадите, поклонимся…
  4. Когда священник своим возгласом, воздающего славу Святой Троице, завершает ектении.
  5. Когда хор поет или чтец произносит:
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…
  6. Когда во время литургии произносится
    Святый Боже, Святый Крепкий, Святы Безсмертный помилуй нас!
  7. Когда заканчивается песня
    Честнейшую Херувим …, 
    на словах … сущую Богородицу Тя величаем.
  8. Когда начинается и заканчивается чтение Евангелия, при пении хором слов
    Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
  9. Когда священник благословляет Крестом, Чашей, Святым Евангелием, Иконой.
  10. Когда начинается пение молитвы Отче наш…
  11. Когда проходят мимо царских врат внутри храма.
  12. Когда читаются акафисты — на каждом кондаке и икосе.
  13. Когда читается канон на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
  14. Когда прикладываются к святыням, дважды осеняют себя крестным знамением и каждый раз делают поясной поклон.

Крестное знамение и поклоны земные

Крестное знамение и поклоны вставание на колени в храме Николая Чудотоворца

Земные поклоны прихожанок в храме Николая Чудотворца

Крестится и вставать на колени нужно:

  1. Когда в пост переступаешь порог храма и выходишь из него — три раза.
  2. Когда идет пост на утрени после каждого припева к песне Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем..»
  3. Когда служится литургия в будние дни:
    в начале пения «Достойно и праведно есть...»;
    по окончания пения «Тебе поем...»;
    после «Достойно есть...» или задостойника;
    при возгласе « И сподоби нас, Владыко...» перед пением молитвы «Отче наш»;
    при возгласе священника «Святая святым».
  4. Когда произносятся слова «Со страхом Божиим приступите...» при выносе Святых Даров на причастии и во второй раз, когда звучат слова «Всегда, и ныне и присно…»
  5. Когда идет Великий Пост на великом повечерии на каждом стихе пения «Пресвятая Владычице…», «Богородице Дево радуйся...» и других пений в честь Божией Матери на великопостной Вечерне три раза становятся на колени.
  6. Когда идёт Великий Пост и читаются молитвы Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего»
  7. Когда идет Великий Пост при пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагается трижды вставать на колени.

Не встают на колени:

В воскресение, на службах от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Троицы (Пятидесятнице), в праздник Преображения.

Видео: Азбука Православия. Поклон в храме. Иван Дяченко.

1 комментарий:

  1. Добрый вечер.

    Прочитала эту поучительную статью. Спаси Господи, за нее, буду стараться исполнять то, что написано. Но правило, правилом, а любовь превыше буквы. Как апостол Павел пишет в послании: «Знания надмевают, а любовь назидает» (1 Кор. 8:1), и «Буква убивает, дух животворит» (2 Кор. 3:6). Мы, православные христиане, прежде всего одухотворенные люди. И что это значит? А это значит, что если что-то делаем, то делаем это не навязываем то, что делаем другим. Если имеем знания, то имеем их в себе, и не стараемся учить других в храме во время богослужения, когда надо нанести крестное знамение, а когда нет; и когда надо опуститься на колени, а когда этого делать не нужно. Ведь вера, она не в обрядовой стороне, а вера прежде всего в исполнении заповедей Божиих, изменения себя, работа над собой.
    И как пишет апостол Павел в послании: «Имеешь веру, имей ее в самом себе, перед Богом» (Рим. 14:22). Да, это красиво, когда все как один опускаются в нужном месте по уставу на колени, или наносят крестное знамение, и не творится самочинность. Но ведь прежде всего Церковь это сообщество верующих людей в Истинного Триединого Бога — Пресвятую Троицу, состаящая из живых людей, а не роботов. А все люди разные, и каждый человек приходящий и молящийся Богу, также будет с Ним общаться в зависимости от жизненных обстоятельств и внутреннего устроения. И потому и на колени может опуститься, когда не положено, и крестное знамение наложить не вовремя, и поклон сделать, когда надо просто стоять. Это его общение с Богом, его молитва…, и по-хорошему, какое я имею право делать замечание другому человеку в храме, который пришел не ко мне, а к Богу и общается не со мной, а с Богом. Если этот человек не мешает общей молитве, окружающим его людям, то может и не важно, когда он крестится и встает на колени. Слава Богу, что пришел, что молится!

    Чтобы в итоге, не получился такой приход, как в этой притче:

    Жил-был человек. Когда он был ещё ребенком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо, меня уж не будет — ты иди в храм… тебе всегда там легче станет». Так и случилось. Вырос. Стало жить невыносимо. Пришел в храм.

    И тут к нему один подходит: «Не так руки держишь»! Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья бабуля ворчит: «Не так одет!» Сзади одергивают: «Неправильно крестишься!»… В конце концов подошла одна женщина и говорит ему: «Вы, знаете, вообще бы, вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили!»

    Вышел человек из храма, сел на лавку и горько заплакал. И подходит к нему Христос: «Что ты, чадо, плачешь?» Поворачивает человек свое заплаканное лицо и говорит: «Господи! Меня в храм не пускают!» Обнял его Господь и тихо говорит: «Ты не плачь, эти неразумные Фанатики — Обрядоверы и Меня ДАВНО туда – НЕ ПУСКАЮТ…

    Умудри нас Бог.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.