Для того, чтобы понимать когда делать крестное знамение и поклоны, необходимо понаблюдать за диаконом и священником во время службы. Если повторять за ними крестное знамение и поклоны, когда они крестятся и кланяются, можно поднять свою культуру поведения в храме на должный уровень.
Когда нужно совершать крестное знамение и поклоны?
Крестное знамение накладывать на себя надо неторопливо, благоговейно, чинно. Сначала троеперстие правой руку возложить на лоб, потом на живот, далее на правое плечо и затем на левое. И только, когда правая рука опуститься вниз, следует делать поясной поклон. Теперь подробнее поговорим о поклонах и крестном знамении.
Варианты телодвижений
Осенить себя крестным знаменем и совершить одно из движений телом, перечисленных ниже.
- Преклонить голову кратковременно.
- Преклонить голову длительно.
- Поясной поклон (поясничный). Нужно стараться наклониться так, чтобы можно было пальцами дотронуться до пола.
- Земной поклон: встать на колени, коснуться головой пола и встать.
- Стояние на коленях.
- Просто осенить себя крестным знаменем без преклонений головы или поклонов.
Крестное знамение без поклонов делается:
- Когда будет читаться Шестопсалмия хор поет «Слава в Вышнях Богу...» три раза просто перекреститься, и в середине шестопсалмие, когда чтец произносит «Аллилуиа…» тоже нужно три раза просто перекрестится.
- Когда священник произносит отпуст «Христос, истинный Бог наш…»
- Когда начинается чтение Священного Писания: Евангелия, Апостола, паремий.
Преклонение головы
-
Наклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением. Голова преклоняется (может сопровождаться легким наклоном корпуса) при словах священника:
Мир всем!
Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием…
Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого духа буди со всеми вами. - При благословении священником прихожан рукой. Если он благословляет Крестом, нужно перекреститься и после этого поклониться в поясе.
- При благословении свечами архиереем или священником.
- При каждении храма, когда священник или диакон каждят в вашу сторону, следует преклонить голову. Исключение в Пасхальную Святую ночь, когда священник держит в одной руке кадило, а в другой Крест и громко возглает: Христос Воскресе! В таких случаях сначала накладывается крестное знамение, а затем делается поясной поклон.
Длительное преклонение головы
- Когда диакон возглашает:Главы ваша Господеви преклоните.
Главы наша Господеви преклоним.
При этих словах голова преклоняется до тех пор, пока читается молитва. - На литургии при совершении Великого входа, когда духовенство выходит и останавливается на амвоне.
Крестное знамение и поклоны поясные
Перед поясным поклоном всегда крестятся. Наложив на себя крестное знамение, склоняются в поклоне:
- Когда входят в храм и выходят из него — три раза
- Когда во время прошений ектений, произносимых диаконом, хор поёт
Господи, помилуй.
Подай, Господи.
Тебе, Господи. - Когда хор поет или чтец произносит
придите, поклонимся…
припадите, поклонимся… - Когда священник своим возгласом, воздающего славу Святой Троице, завершает ектении.
- Когда хор поет или чтец произносит:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу… - Когда во время литургии произносится
Святый Боже, Святый Крепкий, Святы Безсмертный помилуй нас! - Когда заканчивается песня
Честнейшую Херувим …,
на словах … сущую Богородицу Тя величаем. - Когда начинается и заканчивается чтение Евангелия, при пении хором слов
Слава Тебе, Господи, Слава Тебе. - Когда священник благословляет Крестом, Чашей, Святым Евангелием, Иконой.
- Когда начинается пение молитвы Отче наш…
- Когда проходят мимо царских врат внутри храма.
- Когда читаются акафисты — на каждом кондаке и икосе.
- Когда читается канон на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
- Когда прикладываются к святыням, дважды осеняют себя крестным знамением и каждый раз делают поясной поклон.
Крестное знамение и поклоны земные
Крестится и вставать на колени нужно:
- Когда в пост переступаешь порог храма и выходишь из него — три раза.
- Когда идет пост на утрени после каждого припева к песне Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем..»
- Когда служится литургия в будние дни:
в начале пения «Достойно и праведно есть...»;
по окончания пения «Тебе поем...»;
после «Достойно есть...» или задостойника;
при возгласе « И сподоби нас, Владыко...» перед пением молитвы «Отче наш»;
при возгласе священника «Святая святым». - Когда произносятся слова «Со страхом Божиим приступите...» при выносе Святых Даров на причастии и во второй раз, когда звучат слова «Всегда, и ныне и присно…»
- Когда идет Великий Пост на великом повечерии на каждом стихе пения «Пресвятая Владычице…», «Богородице Дево радуйся...» и других пений в честь Божией Матери на великопостной Вечерне три раза становятся на колени.
- Когда идёт Великий Пост и читаются молитвы Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…»
- Когда идет Великий Пост при пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагается трижды вставать на колени.
Не встают на колени:
В воскресение, на службах от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Троицы (Пятидесятнице), в праздник Преображения.
Добрый вечер.
Прочитала эту поучительную статью. Спаси Господи, за нее, буду стараться исполнять то, что написано. Но правило, правилом, а любовь превыше буквы. Как апостол Павел пишет в послании: «Знания надмевают, а любовь назидает» (1 Кор. 8:1), и «Буква убивает, дух животворит» (2 Кор. 3:6). Мы, православные христиане, прежде всего одухотворенные люди. И что это значит? А это значит, что если что-то делаем, то делаем это не навязываем то, что делаем другим. Если имеем знания, то имеем их в себе, и не стараемся учить других в храме во время богослужения, когда надо нанести крестное знамение, а когда нет; и когда надо опуститься на колени, а когда этого делать не нужно. Ведь вера, она не в обрядовой стороне, а вера прежде всего в исполнении заповедей Божиих, изменения себя, работа над собой.
И как пишет апостол Павел в послании: «Имеешь веру, имей ее в самом себе, перед Богом» (Рим. 14:22). Да, это красиво, когда все как один опускаются в нужном месте по уставу на колени, или наносят крестное знамение, и не творится самочинность. Но ведь прежде всего Церковь это сообщество верующих людей в Истинного Триединого Бога — Пресвятую Троицу, состаящая из живых людей, а не роботов. А все люди разные, и каждый человек приходящий и молящийся Богу, также будет с Ним общаться в зависимости от жизненных обстоятельств и внутреннего устроения. И потому и на колени может опуститься, когда не положено, и крестное знамение наложить не вовремя, и поклон сделать, когда надо просто стоять. Это его общение с Богом, его молитва…, и по-хорошему, какое я имею право делать замечание другому человеку в храме, который пришел не ко мне, а к Богу и общается не со мной, а с Богом. Если этот человек не мешает общей молитве, окружающим его людям, то может и не важно, когда он крестится и встает на колени. Слава Богу, что пришел, что молится!
Чтобы в итоге, не получился такой приход, как в этой притче:
Жил-был человек. Когда он был ещё ребенком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо, меня уж не будет — ты иди в храм… тебе всегда там легче станет». Так и случилось. Вырос. Стало жить невыносимо. Пришел в храм.
И тут к нему один подходит: «Не так руки держишь»! Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья бабуля ворчит: «Не так одет!» Сзади одергивают: «Неправильно крестишься!»… В конце концов подошла одна женщина и говорит ему: «Вы, знаете, вообще бы, вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили!»
Вышел человек из храма, сел на лавку и горько заплакал. И подходит к нему Христос: «Что ты, чадо, плачешь?» Поворачивает человек свое заплаканное лицо и говорит: «Господи! Меня в храм не пускают!» Обнял его Господь и тихо говорит: «Ты не плачь, эти неразумные Фанатики — Обрядоверы и Меня ДАВНО туда – НЕ ПУСКАЮТ…
Умудри нас Бог.