В будние дни во время Великого Поста евхаристический канон в церквях, храмах и монастырях не совершается. Для того, чтобы верующие и в эти дни могли причаститься, Григорий Двоеслов (папа Григорий Великий) ещё в VI веке разработал чин литургии Преждеосвящённых Даров, который основывался на традициях апостольской Церкви. В те времена было принято причащать христиан, которые не смогли прийти на службу, освященными на литургии Дарами и в другие дни. Литургия Преждеосвященных Даров — это причастие без служения Божественной литургии. Продолжительное, красивое, великопостное богослужение совершается лишь во время Четыредесятницы Великого поста:
- по средам и пятницам;
- в дни Первого и Второго обретения главы святого Иоанна Крестителя;
- в праздник 40 Севастийских мучеников;
- в четверг 5-й седмицы Поста («Память о Марии Египетской»);
- в дни престольных праздников в храмах.
Верующие стремятся во время Великого Поста хотя бы один раз постоять на литургии Преждеосвященных Даров и причаститься на ней Святых Христовых Тайн. Святые Тело и Кровь Христово заготовляются на предшествующей воскресной Божественной литургии и благоговейно сохраняются на престоле алтаря храма в течение всей недели.
Литургия Преждеосвященных Даров — это награда за постнический подвиг
По сути, характеру, церковному Уставу литургия Преждеосвященных Даров относится к вечернему богослужению — вечерни. Среда и пятница — это особые дни поста, когда требуется напряжение всех духовных и физических сил. Как награда за этот подвиг, вечером верных ждало причащение Тела и Крови Христовых. Со временем от практики причащения после вечерни отказались и перенесли богослужение на утро.
Чтобы правильно понимать внутреннюю логику поста, нужно знать один из основополагающих принципов православного богослужения: совершение Евхаристии несовместимо с постом. Обстоятельство связано с тем, что причащение Христовых Тайн — это всегда праздник, радость, «горение сердца», соучастие в Тайной вечере. А пост — это время смирения, сокрушения гордыни перед Богом.
Истинный пост- удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи
(Василий Великий)
В основе поста лежит любовь к Богу и только к Нему, поэтому поститься нужно без показухи и лицемерной духовности. Евхаристия — это «доказательство» Воскресения Христа, неиссякаемый источник «опытного» познания Его возрождения из мертвых.
Но кроме радости у Таинства Причастия есть и вторая сторона. Когда идёт пост, верующим нужна поддержка, помощь, сила и утешение, потому что дьявол ещё не «сдаётся» и старается оторвать от Бога как можно больше душ. Борьба со злом требует больших затрат физических и духовных сил, и именно Тело и Кровь Христовы — это основное подспорье, «насущная еда», которая придаёт силы нашему духу в этом сражении. Великопостная литургия преждеосвященных Даров — это причастие Тела и Крови Христова, освящёнными на предшествующей воскресной литургии, сохраняющиеся в алтаре на престоле.
Два предназначения поста
Вдумчивый читатель сразу найдет противоречие и задаст вопрос: если пост не совместим с Евхаристией, то почему же в субботу и воскресение во время постов служится Божественная литургия, на которой совершается Евхаристический канон? Разве это не нарушение церковных канонов Православия? Для правильного ответа на этот вопрос нужно хорошо разбираться в правилах, которые установлены Церковью.
Во-первых, слово пост в православии имеет двоякий смысл, каждый из которых применяется в различные дни поста и при подготовке к причащению:
- совершенный пост, который полностью исключает приём пищи и воды;
- аскетический пост, который исключает потребление некоторых видов пищи и уменьшает общее количество еды.
Совершенный пост продолжается недолго — 1 день или даже его часть. Его предназначение — приготовление и ожидание того, что должно совершиться сразу за ним. Совершенный пост — это пост не только для членов Церкви, но для самой Церкви, который приходит к ней во время Евхаристии, потому что она одновременно ждет Христа и преображения мира сего в Царство Небесное в будущем.
На практике совершенный пост предшествует великому празднику:
- канун Рождества, Крещения;
- приготовление к началу Великого Поста;
- приготовление к духовному пиру во время Пасхи (последний день Страстной седмицы);
- приготовление к Святому Причащению.
Совершенный пост всегда связан с физическим голодом, доводящим тело до крайнего предела. Важно понимать, что пост нужен самому верующему, а не Богу.
В аскетический пост заложен совершенно другой духовный смысл. Предназначение этого поста — освобождение верующего от тирании плоти, от подчинения духа телу и его изволением. Все это следствие первородного греха, грехопадения людей. Но Бог главным определил в человеке не тело, а дух, не зря наши предки придумали пословицу «не хлебом единым…живёт человек».
Главная составляющая аскетического поста — восстановление первенствующей роли духа. Это сделать нелегко, для этого нужен длительный, усиленный, молитвенный подвиг. Значение времени здесь велико, потому что потребуется много дней, чтобы с корнем вырвать и вылечить то болезненное состояние, которое люди считают для себя нормальным.
Первыми аскетический пост совершенствовали монахи, после чего он был принят Церковью для всех остальных христиан. Для облегчения борьбы с адовыми силами, Церковь выделила аскетическому посту четыре периода в годовом цикле:
- Великий Пост перед пасхой.
- Рождественский пост перед Рождеством.
- Петровский пост перед праздником святых апостолов Петра и Павла.
- Успенский пост перед Успением Божией матери.
Различие совершенного и аскетического постов помогает понять, почему в воскресные дни Великого Поста причащаться можно, а в остальные дни недели нет? Ведь совершение Евхаристии — это есть завершение совершенного поста, который является целью Таинства причащения. Поэтому Воскресение Господне, как день Царства Небесного, остаётся днём духовной радости, а не днём совершенного поста.
Но нужно понимать, что аскетический пост и в этот день нужно соблюдать, то есть пища должна быть постной, и подвиг покорения тела духу продолжаться. В монастырях, к примеру, мясных блюд никогда не едят и аскетический пост считается там обязательной составляющей христианской жизни. Но монахи Великий Пост соблюдают, поэтому Литургия Преждеосвящённых Даров для них, как и для других христиан, награда за подвиг постничества.
Надо понять, что нет противоречия в том, что Церковь настаивает на воздержании от скоромной пиши по воскресным дням Великого Поста и в то же время осуждает пост в дни Евхаристии. Ибо только следуя обоим этим правилам, исполняя все правила приготовления к Евхаристии и не ослабляя подвига «душеспасительной четыредесятницы» (сорока дней поста), мы можем действительно достигнуть духовной цели Великого Поста.
Вечернее причащение
Церковный устав предписывает в дни Великого Поста по средам и пятницам полностью воздерживаться от приёма пищи до захода солнца. Не случайно, именно эти дни недели в Великий Пост выбраны для совершения Таинства причастия. Но поскольку традиции прежних веков утрачены, Литургия Преосвященных Даров совершается ранним утром. Но само богослужение требует значительных затрат физических и духовных сил, потому что продолжительно по времени, и, в особых случаях, нужно делать земные поклоны.
Порядок службы
Литургия Преждеосвященных Даров по своему печальна, красива, торжественна и составляет духовную высоту великопостного богослужения. Великая Вечерня начинается также, как и Божественная литургия с возгласа священника «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа». Далее вечерняя служба продолжается как обычно: псалом 103, Великая Ектения и кафизма 18 из Псалтыри. Эта Кафизма состоит из псалмов 119-133, которые носят название «песни восхождения».
Когда читаются эти псалмы, священник берёт в руки Агнеца (Святые Дары), освящнный в предыдущее воскресение, и ставит его на дискос. Дискос переносится с престола на жертвенник. Далее все как обычно на литургии: вино наливается в чашу и покрывает Святые Дары. Единственное отличие: не читаются никакие молитвы священником, потому что они были прочитаны ранее в воскресеную литургию. Во второй части Великой Вечерни читаются паримии из Ветхого Завета, поются 5 стихов из вечернего 140 псалма.
Потом начинается сама Литургия Преждеосвященных Даров. Она состоит из литургии оглашенных, включающих в себя целый ряд особых молитв и прошений о готовящихся ко Крещению. После удаления оглашенных, с двух молитв начинается литургия верных. В первой молитве верующие просят Бога об очищении души, тела и чувств. Вторая молитва поется при вставании всех на колени, потому что она готовит прихожан к перенесению Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол. Делается это на Входе, внешне похожим на Великий Вход на литургии. В духовном плане разница огромна. На литургии Дары еще не освященные и символизируют приношение Церкви, ее членов и Самого Христа в жертву для искупления и спасения верных последователей Христа. На Литургии Преждеосвященных Даров нет , ни жертвы, ни Евхаристии, ни освящения. Есть только тайна присутствия самого Иисуса Христа.
Видео: Литургия Преждеосвященных Даров
Доброй ночи.
Воцерковленным христианам не надо объяснять, что эта за Литургия Преждеосвященных Даров, как она служится и какой в ней смысл. Но, то техническая сторона, обрядовая, что за чем идет, и что это значит. Проникнуть духом в это Таинство, а оно есть Таинство, хоть и «отличается от традиционной литургии тем, что на ней не приносится Богу Бескровная Жертва. Жертва принесена заранее, Дары освящены, и Ими можно причаститься. Вся служба – это приготовление к Причастию заранее заготовленными Дарами» (сайт: православие.ру).
Да, литургия Преждеосвященных даров зародилась в среде монашеской, когда монахи уходили в пустыню и там сорок дней до Пасхи подвезались: пост и молитва, чтобы вступить в борьбу с невидимыми врагами, закалиться в этой борьбе, и говорить непрерывно с Тем ради Которого живешь и бьется твое сердце, горит огнем любви душа твоя, печаль по своему Творцу и Спасителю и светлая радость от того, что Он просто есть, и Он есть в твоей жизни. И для кого-то этот поход в пустыню, в эту изгнаную страну плача и возрождения, преображения, обновления твоей души становился последним. Многие из плачевной юдоли не возвращались обратно в монастырь. Для кого-то эта брань с духами злобы стала завершающей, вышел ли он из нее победителем или бесславно пал от руки вражии, один Господь Бог ведает. Но идя в далекий, возможно уже и заключительный, путь в пустыню, невозможно уйти туда без Того, Кто ради тебя отдал Своё Пречистое Тело на переломление и пролил Свою Честную Кровь за заблудшего, больного, грешного человека, который стремится быть ветвью на Его лозе, быть в Нем и чтобы Господь Иисус Христос был в нем. Соединиться в Таинстве Причастия с Ним может уже в последний раз. Как нужна Литургия, как нужно Таинство, как нужен Господь Бог! Он крепость душевная и телесная, Он очищает, укрепляет, освящает, прощает, милует, преображает, восстанавливает, омывает.
С верою и любовию приступим. Так поется на Литургии Преждеосвященных даров. С верою и любовию… Вот так, только с верою и любовию принимать в себя Этот Божественный Дар — Всего Его. С верою, что Господь простит и помилует, не опалит мое грешное сердце, но соединится с ним, и станет оно обителью Пресвятой Троицы, Отца, Сына и Святого Духа. С любовию, только так с любовию принимать в себя Того, Кто есть Любовь. Как может Господь Бог соединится с неправым сердцем, с сердцем в котором живет сомнения, суеверия, боязливость, малодушие, ибо это есть неверие? Как может Господь Бог соединится с сердцем, которое помнит зло, дышит мстительностью, наполнено обидой, в котором обитает самооправдание, жалость к себе, ожесточенность к ближнему, самомнение, раздражительность, гневливость, гордыня, дерзость, тщеславие…, ибо это все нелюбовь?
Таинство Причастия, это не только в преоброзование хлеба — в Пречистое Тело Его, а вино — в Честную Кровь Его, но полнота Таинства заключается в том, что под видом хлеба и вина верующий христианин соединяется с Господом Иисусом Христом — Единородным Сыном Божиим и Сыном Человеческим, Который неразрывно пребывает со Своим Небесным Отцом и со Пресвятым Благим и Животворящим Его Духом. Таинство это соединение не только с Сыном, со второй Ипостасью Триединого Бога, но соединение со всей Пресвятой Троицей — с истинным Единым Богом.
Великая сила Таинство Евхаристии! Кто может понять, постигнуть в эту великую Тайну? Сам Бог спустился на грешную землю и воплотился от Пречистой Девы Марии, вочеловечился, распялся, умер и воскрес, чтобы спасти всего меня человека, что Сам Бог в этом маленьком кусочке хлеба пропитанным вином, весь Он входит в меня и соединяется со мной человеком с моей человеческой природой, волей, умом, душой, духом. Становится нераздельным, неслиянным с моей сущностью, но незримо пребывает в моем плотском сосуде — теле, негнушается моим зломсрадием, но с любовию соединяется со мной, обнимает меня, прижимает к Себе, так что теперь Мы с Ним одно целое, и Своим Божественным огнем обожает меня, делая меня из обычного плотянного (земного) человека духовным (небесным). Именно Мы с большой буквы, ибо Бог с маленькой буквы не может быть, и я маленький человечек, с Богом становлюсь Человеком уже с большой буквой, как Он. Как хорошо быть похожим на Него во всем, стать как Он, уподобиться Ему, чтобы быть истинной ветвью на Его лозе, верной Ему, одного с Ним и телом и кровью и духом.
С верою и любовию приступим к нашему Владыке и Спасителю душ наших, да будем с Ним едины. Да, пребудет Он в нас и мы в Нем, и принесем Ему плоды добрых дел, паче же милосердия и смирения, ибо без Него ничего не можем делать (Ин. 15:5). Аминь.