Пятая неделя Великого Поста

В понедельник 8-го апреля, после Недели Иоанна Лествичника, началась пятая неделя Великого Поста. Она продлится в 2019 году до воскресения 14 апреля. Пятая неделя Великого Поста называется седмица Марии Египетской. 10 апреля в среду вечером в храме Николая Чудотворца настоятель иерей Сергий Оксаныч совершил особую храмовую службу — «Мариино стояние». На ней были прочитаны все четыре части Великого покаянного канона Андрея Критского и оглашено житие Марии Египетской.

Пятая неделя Великого Поста «Мариино стояние»

Это богослужение относится к самому великопостному, так как оно длительное по времени, сопровождалось земными поклонами и покаянными молитвами. Чтение канона целиком призвано вдохнуть в православных христиан силы для успешного окончания поста. Содержание канона это покаяние в грехах и плач грешника, которое описано в 250 тропарях. Канон заставляет православных верующих задуматься о собственном покаянии и подвиге постного воздержания. Другая задача от чтения Великого канона целиком — подать христианам благодатную помощь и духовные силы от Бога для успешного завершения Великого Поста. Этой же богоугодной цели посвящено чтение жития преподобной Марии Египетской.

Пятая неделя Великого Поста старец Зосима и Мария Египетская

Старец Зосима причащает преподобную Марию Египетскую

Великая постница и отшельница, жившая в V-IV веках, своим житием явила образец глубокого покаяния, неподдельного сокрушения о грехах и борьбы с ними. Её образ кающейся грешницы — это пример милости и человеколюбия Бога. Соединение канона и жизнеописания Марии Египетской было сделано Андреем Критским на VI Вселенском Соборе. С того времени Церковь установила совместное чтение Великого покаянного канона Андрея Критского и Жития преподобной Марии Египетской.

Другие богослужения в пятую седмицу Великого Поста

Пятая неделя Великого поста отмечена и другими длинными службами. В четверг 11 апреля служится литургия Преждеосвященных Даров, а в субботу 13 апреля на вечерней службе на Утрене читаются 4 части акафиста Пресвятой Богородице. Поэтому богослужение называется «Похвала Пресвятой Богородицы».

А на воскресном богослужении 14 апреля Святая Церковь прославляет преподобную Марию Египетскую, прожившую большую часть своей жизни в одиночестве в пустыне. Пятая неделя Великого Поста завершается вечернем богослужением, которое называется «Пассия». Во время службы читается акафист о Страстях Христовых и 18, 19 главы Евангелия от Иоанна.

Видео: Мариино стояние, Патриарх прочел канон прп. Андрея Критского

1 комментарий:

  1. Добрый вечер. Спаси Господи, за статью.

    Люблю житие прп. Марии Египетской и не только потому, что в нем описано духовное перерождение великой грешницы, женщины блудницы, в столь славную подвижницу благочестия — святую, но люблю его еще и потому, что в ее житие описана вся глубина истинного покаяния, расскаяния во грехах своих.
    Сорок семь лет жизни в пустыни. Пустыня это не лес и не горы. Когда светит солнце песок нагревается быстро и становится мучительно жарко, когда солнце сядет, то также быстро песок остывает и становится мучительно холодно. Очень трудно представить как она жила в пустыне, не имея ни крова, ни пищи, ни воды. А в пустыне бывают песчанные бури и есть дикие звери и гады. Однако, как говорит преподобная, что за 47 лет она не встретила ни одну живую душу, не зверя, не пресмыкающихся. Удивительно как Господь хранил ее, оберегал, заботился. На ее примере можно понять, что не один человек не забыт у Господа Бога. Если в скудной пустыни Господь Бог питал ее, покрывал от всего жизнеопасного, согревал в холоде, прохлождал в жаре, то скольми паче о нас, маловерах, заботится.
    Семнадцать лет святая Мария была мучима бесами, которые разными способами соблазняли ее выйти из пустыни, вернуться в мир. Образами, воспоминаниями, разжиганием телесным желанием, похотью, действуя через все пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. И это очень важно увидеть! Не только поднебесные духи злобы осаждают человека через помыслы, но действуют и на плоть возбуждая душу через нее усладиться (пусть не совершить телом), но хотя бы усладиться через воспоминания грехом, что является по сути тоже самым, что согрешить плотью своею. Что приводило сокрушение сердце блаженной Марии? Обет данный ею Пресвятой Богородице об исправлении себя и изменении образа своего жизни. Посмотрите, как она каялась, когда нарушала обет, только приняв мысль воспоминания о прошлой жизни, как она пила вино, гуляла, пела разгульные песни, предаваясь страстной неудержимой блудной похоти…
    Многое можно подчерпнуть для себя из ее житие, принять в свою духовную жизнь, подражать ее покаянию. У меня нет таких грехов? Я не жила как она? Не загубила столько душ через свою похотливую страсть, как она? Ложь! Думая так, я лгу. Если сравнить ее жизнь и свою прошлую жизнь, то найдем, что жили ничуть не лучше ее и творили не меньше зла, и погубили не меньше душ, чем она. Разве не пели и не слушали такие же срамные песни и не услаждались ими, как она? Что гулянок, пьянок не было? Повод был?! Так наверняка и она находила повод для них. А с учетом современного мира новых технологий грешить стало удобнее, развращать других проще. Злословие, злоречие, сплетни, наговоры, оклеветания, осуждения, сквернословие… языком своим совершили столько зла, погубили столько душ, что каясь до самой смерти с колен не стоило бы подниматься и слезы о содеянном надо бы проливать день и ночь. Не говори, что у тебя иная жизнь, чем у того или иного грешника. Твоя жизнь хуже его, ибо он жил в то время, когда много чего еще не было изобретено, хотя бы телевизора и порно, а потому и грехи его куда меньше, чем тех, кто живет в это время (сподручных средств предостаточно).
    Грех — это не плохой поступок хорошего человека, который совершает под действием неблагоприятного для него обстоятельств и не совсем хороших людей. Грех — это зло. Ругающийся человек, оскорбляющий другого и уничижающий его словом ничуть не лучше убийцы, ибо и слово может нанести смертельную рану и убить. Соблазняющий человек другого на безобидное застолье, ничуть не лучше блудника, ибо где выпивка, там и разврат. Сплетняющий человек, открывающий чужие тайны, не чуть не лучше вора и разбойника, который обнажает сердечное ближняго перед другими, раздевая его, как разбойник; обкрадывает, выведав сокрытое сокровище души, как вор, наносит невидимые миру сердечные раны, делая его предметом насмешек, пересудов и посмеяния. Такой человек хуже вора и разбойника! Грех — это зло. И если творю грех, то я злой человек. И дело совсем не в обстоятельствах, не в другом человеке, а только во мне, ибо зло исходит из моего сердца, срывается с моего языка.
    Святыми не рождаются ими становятся. И не мало трудов, пота нужно чтобы им стать. На литургии по окончании Евхарестического канона слышится возглас: Вонмем. Святая святым! Господь Иисус Христос наш Свят, Господь Бог есть чистота, такая чистота, что нельзя не с чем сравнить ее, не постигнуть, не проникнуть умом, чтобы описать ее. Я не могу быть Такой, как Он? Это верно, Господь единственный в своем роде, поэтому те, кто идет по Его пути, по Его стопам они становятся не как Он, а подобным Ему. Преподобным или преподобной, они так приблизились к Его образу, так очистились их души, сердца, что Христос отобразился в них, как в зеркале. Хорошо бы и в моем сердцем Он отобразился, как и в их. И стать действительно святым (хотя бы отчасти), как Он Свят.

    Помоги нам Господи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.