Спас под березами российский телесериал — проблема выбора свободы молодого поколения

 

В современном мире общество развивается под влиянием большого количества различных источников информации. Одним из таких влиятельных источников информации является телевидение. В нашей стране транслируется большое количество различных телепередач, телевизионных проектов и фильмов, документальных и игровых (художественных). Всё это осуществляется на огромном количестве вещательных каналов. Телесериал «Спас под березами» создан в 2003 году.

Православные фильмы и телесериалы

Огромное количество телефильмов снимается как за рубежом, так и в России, в них рассматриваются самые разные темы и решаются различные проблемы. Однако из всего этого массива православному человеку, стремящемуся не весь мир приобрести, а получить пользу для души, можно предложить немногое. Например, фильмы «Иосиф», «Иисус», «Моисей», «Соломон» режиссёра Роджера Янга, «Страсти Христовы» Мела Гибсона пользуются популярностью у зрителей. Заслуживают внимание кинофильмы «Бен-Гур» Уильяма Уайлера, «Камо грядеши» Ежи Кавалеровича, «Остров» Павла Лунгина, «Поп» Владимира Хотиненко и другие.

Спас под березами русский телесериал

Отечественный сериал «Спас под березами» завоевал популярность православных зрителей

К числу телесериалов, которые стоит посмотреть современному православному зрителю, на наш взгляд, можно отнести «Страсти» Майкла Оффера, «Отец Матфей» Анджея Костенко, «Раскол» Николая Досталя, «Спас под березами» Леонида Эйдлина. Современный исследователь объясняет появление целого ряда российских фильмов с православными мотивами потребностью молитвы в современном обществе [2].

Роль телевидения в жизни подростков

В наше время телевизор становится практически единственным источником информации для подрастающего поколения, и в качестве одного из самых значимых источников выступает игровое кино, зачастую продолжительное – телесериал. В телевизионных сериалах жизнь молодых людей, объектов для подражания, показывается в многочисленных подробностях, и очень часто это не идеальные образы. Но, пожалуй, всех многочисленных сериальных героев – молодых людей – объединяет стремление к свободе. Как трактуют понятие «свобода» современные герои телевизионных сериалов? На примере телесериала «Спас под березами» режиссера Л. Эйдлина рассмотрим, как достигают герои желанной свободы и всегда ли они довольны полученным результатом.

Свобода человека — благо или зло?

Для того чтобы провести эту работу, первоначально необходимо разобраться в смысле понятия «свобода». Пожалуй, именно в наше время, в большей степени, чем раньше, молодежь активно заявляет о своем праве на свободу, понимая ее очень часто по-разному.

В «Большой Советской энциклопедии» мы находим такое объяснение понятия свободы: «способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости»[3].Возникает ряд философских вопросов: как молодой человек может понять, что для него объективно необходимо, как он определит, правильны ли его цель и средства?

Понятие свободы в православии

В православии понятие свободы близко по значению философскому понятию индетерминизм («учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана» [1]).То есть, несмотря на то, что человек находится под влиянием внешних обстоятельств: культурно-интеллектуального развития, политической обстановки, окружающей среды, он может поступить вопреки всему, так, как посчитает нужным. Здесь свобода – это не просто способность творить в объективной действительности, но и возможность независимого выбора вопреки этой действительности.

Свобода – это что-то абсолютное и бесконечное. Но как к этой бесконечности подойти с мерками нашей реальной жизни? В православии свобода не есть лишь свобода выбора цели и способов ее достижения. Свобода – это пребывание в добре, онтологическое состояние человека в блаженном состоянии, состоянии онтологической полноты. Свобода человека заключается в Боге. Он и есть абсолютное и бесконечное Бытие. Человеку же необходимо приобщиться к этому Бытию.

В православии свобода – это постоянное абсолютное пребывание в таком состоянии, когда необходимость в выборе пропадает; выбор есть, но человека никакой посторонний интерес не может отвлечь от наслаждения общения с Богом. Приобщение к свободе осуществляется не интеллектуально, не физически и не социально, но благодаря духовному опыту человека. Приобретается этот опыт поэтапно и с каждым моментом абсолютизируется в жизни человека.

Итак, мирское понятие свободы – категория, которая относится больше к материальному, видимому, временному, пребыванию здесь и сейчас, будь это материальные или душевные переживания. Православное понимание свободы относится больше к духовному, невидимому телесными очами, временному, вечному понятию.

Сюжет телесериала «Спас под березами»

События телесериала Леонида Эйдлина «Спас под березами», снятого в 2003 году и ставшего популярным среди православного сегмента российского общества, разворачиваются в старинном русском городе и связаны с храмом«Спас под березами».Это поэтичное название церкви, находившейся в запустении и восстанавливаемой отцом Георгием (эту роль замечательно исполняет Юрий Беляев), ассоциируется и со старой, воцерковленной Россией.

Остановимся на анализе событийной стороны сериала и на рассмотрении образов его героев, не анализируя собственно языка кино, что обусловлено заявленной темой исследования, а также «олитературенностью» данного сериала, его явной повествовательностью. Сравним, современный исследователь пишет об использовании литературных приемов как о характерной примете современного кино: «…кинематографичность заменяется ориентированностью на литературную традицию (сюжеты, проблематика, характеры и т.д.), текст кино содержит многочисленные литературные аллюзии, цитаты, в связи с чем можно говорить о феномене «олитературенного» кино» [5].

Сюжет каждой из двенадцати серий фильма связан с храмом, перед нами истории людей, по разным причинам обратившимся к вере, ищущим высокого смысла бытия. Некоторые герои появляются только в одной серии, но есть и такие, которые, выступив в конкретной серии в качестве главного персонажа, встречаются в других в качестве второстепенных.

«Спас под березами» — главные действующие лица

Среди персонажей – и старые, и пожилые, и молодые люди, но мы остановимся на рассмотрении судеб представителей молодого поколения, болезненно относящихся к вопросу о личной свободе.

Священник Георгий, старшая дочь Татьяна, Дмитрий

Одной из главных героинь является Татьяна, старшая дочь священника Георгия, настоятеля храма Спаса под березами (роль исполняет Елена Панова). Татьяне около тридцати лет, у неё свой бизнес, но она не замужем, о чём сокрушаются ее родители. Они пытаются найти ей жениха, ненавязчиво подбирают кандидатуры, но Татьяне все не подходят. Она хочет выйти замуж по любви, за хорошего, заботливого мужчину, такого же надежного, как ее отец – это она открывает матери. Она хочет замуж, но не желает выходить за первого встречного только потому, что уходят годы.

Отец Татьяны знакомит ее со своим помощником Дмитрием, который после женитьбы может стать священнослужителем, но девушка отвергает предложение, так как кроме дружеского теплого чувства ничего не испытывает к молодому человеку, давно знакомому с их семьей. Татьяна старается слепо следовать за влечением своего сердца, желает чистой, ни от чего не зависящей любви. В чём заключается свобода этой героини?

Как мы видим, она готова отвергнуть хорошего человека, с которым у неё могла бы сложиться семейная жизнь, по причине того, что не может полюбить без сердечного расположения. Очевидное благо будущего с Дмитрием, стремящегося стать священником, о котором говорят родители, ей понятно, но она не может переступить через себя. Через некоторое время Татьяна поймет, что она потеряла нужного человека, что она могла бы его полюбить, но будет уже поздно.

На примере Татьяны мы видим, что свобода понимается ею исходя из сиюминутных сердечных чувствований, душевных ценностей, ради этого приносятся в жертву возможные перспективы создания правильной, счастливой семьи. После того как судьба преподносит ей урок, она начинает смотреть на жизнь иначе, как православный человек, в результате становится матерью для двух детей-сирот и, наверное, выйдет замуж за их овдовевшего отца.

Младшая дочь Любушка, Лёша

У отца Георгия есть еще один ребёнок, младшая дочь Любушка. В тот самый вечер, когда семья устраивает совместный ужин с Дмитрием – несостоявшимся женихом Татьяны, Любушка без всякого предупреждения, легкомысленно, выражаясь языком молодежи, свободно – так, как легло ей на сердце, – приводит в дом своего нового друга Лешу. С Лешей у Любушки на первый взгляд много различных интересов, из-за него она оставляет учёбу и желает учиться уже в другом учебном заведении, в театральном институте, но все эти интересы не способствуют созданию крепкой, надежной семьи.

Отец Георгий не одобряет выбор дочери, но и не запрещает ей встречаться с Лешей, очень мудро подводя ее к пониманию неправильности этой дружбы. Своими осторожными словами и спокойным поведением он пытается расширить ее мировоззрение, для того чтобы она увидела свою жизнь по-другому, в свете нерадостных будущих перспектив: без учебы, без работы и без полноценной семьи. И в итоге дочь священника осознает, что ее отношения с молодым человеком не имеют духовной основы.

Каково же понимание свободы у героини Любушки? Свобода для девушки – это возможность жить без осмысления последствий, так, как пришло в голову именно сейчас, особенно не прислушиваясь к заповедям, правилам этики.

Гриша (профессиональный нищий)

Одним из самых интересных персонажей в сериале является Гриша, человек неординарный, ведущий двойную жизнь. Его «профессия» – нищий, в выходные он всегда просит милостыню на паперти храма Спас под березами. Когда заканчивается Гришин трудовой период, охватывающий несколько недель, и настает время отдыха, он бреется, моется, чистится, надевает костюм с галстуком, подсчитывает накопленные деньги (сумма немалая), покупает подарки и едет в деревню, к родителям и друзьям.

Внешний вид его теперь совершенно иной, он выглядит как бизнесмен, в родной деревне его знают как банкира, причём высокого класса – Грише лично «звонит» секретарь президента России. Все уважают его в деревне – он принимает активное участие в жизни односельчан.
Гриша в минуту душевного разговора с матерью рассказывает свою настоящую, тяжёлую, некрасивую, но реальную историю… и представляет эту жизнь как своего друга.

Зритель понимает, что Гриша – несчастный человек, быть нищим он приноровился, но эта жизнь его все же не устраивает. Однако профессии у героя нет – когда-то его выгнали из института, а зарабатывать деньги нужно, чтобы иметь возможность помогать своей семье, живущей в разоренной, спившейся постперестроечной деревне. Герой очень любит своих родителей, сестру, брата и всеми возможными способами старается сделать их счастливыми. Хотя его собственная, личная жизнь не складывается, он счастлив, когда видит радость в глазах родных.

Ключевым эпизодом в этой киноистории является разговор с матерью: в минуту душевного порыва герой спрашивает, не остаться ли ему навсегда в деревне. А мать, не знающая правды о сыне, отвечает, что ему и им будет полезнее жить там, где они живут. Со скорбью в глазах, понимая несбыточность мечты о том, чтобы снова вернуться в отчий дом, Гриша соглашается продолжать жить именно так, как у него получается.

Конечно, он мог бы попытать счастья устроиться на работу, например на завод, или мог бы сделать головокружительную карьеру в какой-нибудь компании – его глубокий ум и способности позволили бы это осуществить. Но привычка подавляет его волю и уже неважно, как проходит его собственная жизнь, главное – обеспечить семью и подарить радость односельчанам. Интересно, что Гриша является человеком верующим, он с удовольствием приходит в выходные дни к храму, вручает подарок доброй Ольге – жене священника Дмитрия, и прихожане хорошо относятся к герою.

О свободе героя говорить трудно, он понимает, что несвободен. С одной стороны, он привык нищенствовать и выбраться из ямы для него очень трудно, как трудно алкоголику бросить пить. Однажды, когда он уснул в транспорте, будучи совсем молодым, в руках его была шапка. В эту шапку люди положили денег. Так он и не стал ничего менять в жизни, нищенство стало его профессией. С другой стороны, герой не мыслит свою жизнь без помощи семье, а как ей помочь по-другому – он не знает.

Валера и Лариса

В одной из серий мы видим еще один тип семьи: богатые родители мечтают о карьере и сытом будущем сына Валеры. Эти мечты очень быстро рушатся. По несчастной случайности у Валеры завязывается роман с девушкой Ларисой, занятой в их квартире на ремонтных работах. Эти отношения заходят очень далеко, у пары должен быть ребенок. Однако не могущая смириться с выбором сына мать подкупает Ларису, оказавшуюся корыстной девицей, та бросает Валерия и скрывается, собираясь сделать аборт.

Валера, решившийся ради Ларисы разорвать отношения с родителями, страдающий, отвергнутый ею, уходит из дома и селится при храме Спаса под березами. Там, живя в комнате вместе с церковным сторожем – известным в городе писателем, он обретает покой, к нему приходит понимание случившегося и осознание своей греховности.
Целью Ларисы, девушки из провинции, было накопить определённую сумму денег, чтобы вернуться домой и жить там так, как ей хотелось бы, ради этого она приехала в Москву, или же найти богатого жениха и остаться в Москве. Свободу она понимает как полное удовлетворение эгоистических интересов («бери от жизни все»), ее свобода – в моральной распущенности, в попрании интересов ближних.

Валерой свобода понимается как самостоятельность, независимость от богатых родителей, в жизни которых нет духовных интересов. Ему хотелось бы создать семью, заниматься тем делом, которое бы ему приносило удовольствие, не случайно он приходит и в храм. Разочарование в близких ему людях открывает ему мир собственной души, а потом он приходит к мысли о необходимости примирения с родителями, во многом ошибающимися, но несчастными без единственного сына. Но, собираясь мириться с родителями, Валера намерен жить как православный человек.

Мы видим, что эти два персонажа – Валера и Лариса – являются антагонистами: Лариса обретает долгожданную, быструю свободу благодаря приобретению материальных ценностей, путем лжи, шантажа, без труда, а Валерий находит долгожданную свободу, постигая духовные вопросы бытия, отказавшись от материальных благ.У этих двух молодых героев, чуждых друг другу духовно, разные пути, два совершенно разных понимания жизненных целей, свободы.

Три понятия свободы в телесериале «Спас под березами»

Молодых людей – героев телесериала «Спас под березами» – условно можно разделить на три группы людей, по-разному понимающих свободу:

  1. Свобода – это возможность поступать так, чтобы не нарушить сердечного устроения, сохранить чистоту души, приоритет традиционных духовных ценностей над материальными (Татьяна, Валера, отчасти «нищий» Гриша).
  2. Свободу дает богатая жизнь, благодаря деньгам человек может осуществить любые потребности без привязки к нравственным ценностям (Лариса и отчасти «нищий» Гриша).
  3. Свобода – это возможность поступать так, как в данный момент пришло в голову, не соотнося это ни с материальными, ни с традиционными духовными ценностями; легкомысленное отношение к жизни (Любушка).

Итак, на примере телесериала «Спас под березами» Л. Эйдлина мы видим три пути понимания свободы, и лишь первый соответствует истинному пониманию свободы человека в православии. Данный фильм было бы полезно посмотреть современному юношеству, он существенно отличается по духу от многосерийных мелодрам, транслирующихся по телевизору. Архимандрит Симеон (Томачинский) прав, говоря, что «за последние двадцать лет читатели и зрители неимоверно устали от потока грязного половодья, стремящегося затянуть каждого в свои блудливые мутные волны» [4, c.107].«Спас под березами» способен хотя бы в некоторой степени повлиять на формирование мировоззрения будущего взрослого человека, о чем свидетельствуют и отзывы в сети Интернет.

Иерей Сергий Оксаныч

Список использованной литературы:

  1. Индетерминизм // Философский словарь[Электронный ресурс]. URL: http://www.philosophydic.ru/indeterminizm (датаобращения: 20.09.2018).
  2. Орищенко С. С. Потребность молитвы в современном кинематографе как традиция // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. Т. 19. – №5. – 2017. – С. 72-75.
  3. Свобода // Большая Советская энциклопедия[Электронный ресурс]. URL: http://www.вокабула.рф(датаобращения: 20.09.2018).
  4. Симеон (Томачинский), архимандрит. Мягкая сила культуры. – М.: Данилов мужской монастырь, 2015. – 159 с.
  5. Щербакова Е. К. Литературные аллюзии в текстах художественного кино как характерное явление массовой культуры //Языковая норма и речевая практика в Оренбургском регионе. Материалы Международной научной конференции. Оренбургский государственный педагогический университет. – 2016. – С. 162-165.

Видео: «Спас под березами» 1-12 серий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.