Каменные и деревянные церкви в селах Тюльганского района, разрушенные в годы Советской власти

ХХ век был наполнен смутами и потрясениями. Для нашей Родины это было тяжёлое время. Две мировые войны, две революции, гражданская война и целая череда внешних и внутренних войн и конфликтов оставили неизгладимый след в народной памяти. Для Русской Православной Церкви, как и для всех религиозных концессий нашей страны, это было страшное время испытаний и открытых гонений. На территории Тюльганского района в 1914 году богослужения свершались в 16 церквях, к 1936 году не осталось ни одного действующего прихода. Здесь будет коротко рассказано о истории православных церквей на территории нашего района.

Каменный храм в Тугустемире

Каменные и деревянные церкви в Тюльганском районе

Храм в честь вмц Екатерины, Тугустемир

Храм великомученицы Екатерины с.Тугустемир был построен в 1852 году на средства титулярного советника Виктора Ивановича Звенигородского. Церковь имела каменное здание и каменную отдельно стоящую колокольню. По штату в ней были положены священник и псаломщик. Содержался приход за счёт: кружечного пожертвования, на билет Государственного непрерывного дохода и добровольного сбора хлеба до 100 пудов. Пахотной земли за церковью было закреплено 2370 квадратных саженей. В 1884 году при храме были построены дома для священника – 1884 г., Псаломщика – 1900 г., просфорная – 1905 г.

Видео: Екатерининская церковь (1854 г. постр.), село Тугустемир. Вести Оренбуржья

Деревянная церковь в Благовещенке

Павло – Фивейская церковь в селе Благовещенка была построена в 1911 году тщанием статского советника г. Санкт – Петербурга Павла Константиновича Палкина. Имела деревянное здание с деревянной колокольней на каменном фундаменте. Согласно проекту была неотапливаемая. Престол имела один во имя преподобного Павла Фивейского. Согласно штатному расписанию в ней имелся один священник и псаломщик. Церковной утварью была бедна. Имелся дом для священника, псаломщик своего дома не имел. При приходе имелись церковно – приходские школы в селе Благовещенском и в хуторе Болдырёвском. Содержались за счёт приходов. На 1914 год в них обучалось, в Благовещенской школе – 26 мальчиков и 16 девочек, в Болдыревской школе 21 мальчик и 23 девочки. Содержался приход за средства, получаемые от кружечного сбора.

Деревянные церкви в Екатеринославке

Космо – Дамианская церковь в селе Екатериновка была построена в 1912 году старанием прихожан. Имела деревянное здание на каменном фундаменте с деревянной же колокольней в одной связи с церковью. Престол имелся один во имя свв. безсребренников Космы и Дамиана. Утварью была обеспечена достаточно. По штату полагался священник и псаломщик. Жалования от казны было положено: священнику 300 рублей в год, псаломщику 100 рублей в год. Кружечных доходов в год набиралось в среднем до 200 рублей и хлебного сбора до 100 пудов в год. Земли при церкви состояло 2 десятины и 10 квадратных саженей. Дома причта имелись деревянные, построенные в 1894 году тщанием прихожан. Богослужебными книгами церковь была обеспеченна полностью. В церковной библиотеке имелось 100 томов. При церкви имелась церковно – приходская школа, помещавшаяся в собственном здании. На её содержание церковным попечительством отпускалось в год до 30 рублей. В 1914 году при ней обучалось 38 мальчиков и 27 девочек.

Свято –Троицкая церковь в селе Екатеринославка построена в 1897 году тщанием жителей села Екатеринославского и деревни Ново-Покровской, освящена в 1899 году. Имела деревянное здание с деревянной колокольней на каменном фундаменте. Снаружи обшита тёсом, холодная , крашенная. Престол один во имя Святой Троицы. Утварью не богата. По штату были положены священник и псаломщик. Жалования от казны положено 400 рублей в год. Кружечных доходов в среднем 500 рублей ежегодно. Хлебный сбор до 100 пудов в год. Земли за церковью было закреплено 34 десятины, из них 25 десятин пахотной и 8 десятин непахотной земли. Дома причта деревянные, построены тщанием прихожан. Сторожка деревянная, крыта железом. Книг для церковного богослужебного круга 25. В церковной библиотеке книг для чтения — 95 томов. При приходе имелись: одноклассная церковно- приходская школа в селе Екатеринославском, школа грамоты в деревне Ново – Покровской и министерская одноклассная в хуторе Буркинском. Церковная школа в Екатеринославском размещалась в собственном здании, на содержание собиралось с ученика по 1 руб. 25 коп. На 1914 год обучалось 17 мальчиков и 18 девочек. В Ново – Покровской школе грамоты мальчиков 15, девочек 4. В Буркинской одноклассной министерской школе обучалось мальчиков – 22, девочек – 2.

Деревянная церковь в Ивановке

Однопрестольная Успенско- Богородицкая церковь в селе Ивановка построена в 1914 году на церковные суммы. Имела деревянное здание с деревянною колокольней. По штату были положены священник и псаломщик. Утварью была обеспечена достаточно. Жалования от казны было положено в год: Священнику 392 рубля, псаломщику 122 рубля 80 копеек. Кружечных доходов за 1914 год получено причтом 700 рублей. Сбор хлеба до 150 пудов на причт. Земли вместе с погостом имелось 2 десятины. Дом для священника был построен в 1892 году на суммы церковные, а дом псаломщика в 1907 году на суммы общины. Дом священника на 1914 год требовал капитального ремонта. Богослужебной литературой церковь была обеспечена достаточно. При приходе имелась церковно – приходская смешанная школа. Располагалась в собственном здании. На содержание в год от общества отпускалось семьдесят рублей в год. На 1914 год в ней обучалось 87 мальчиков и 18 девочек.

Деревянная церковь в Ключах

Церковь во имя свв. безсребренников Космы и Дамиана в с. Ключи. Построена в 1914 году на средства Училищного Совета «Церковь — школа». По штату полагались священник и псаломщик. Существовала за счёт кружечного сбора. Земли собственной в пользовании не имелось. Дома для причта были построены в 1911 году тщанием прихожан. Имелась приписанная часовня в хуторе Сарбай. При приходе имелось три школы, одна в селе Ключи, одна в хуторе Матвеевском и одна в хуторе Ольгинском. В селе Ключи школа располагалась на наёмной квартире, на 1914 год в ней обучалось 33 мальчика и 5 девочек.

Деревянная церковь в Николаевке

Церковь Святителя и Чудотворца Николая в селе Николаевке была построена в 1908 году, трудами местного прихожанина Сысоя Максимовича Харитонова, с помощью добровольных пожертвований местных прихожан. Имела деревянное здание на каменном фундаменте с такою же колокольней в одной связи с храмом, была покрыта железом, покрашена масляной краской. Престол имела один во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Испытывала острую нехватку утвари. По штату в ней имелись священник и псаломщик. Жалования от казны в год было положено 400 рублей на причт, кроме того обществом был положен причт 250 рублей, но с 1910 года не платился своевременно. Кружечных доходов в среднем ежегодно получалось около 300 рублей ввиду бедности прихожан, живущих на арендованной земле. Других источников дохода не имелось. Земель при приходе не имелось. Дома для причта были построены в 1908 году на добровольные пожертвования и составляли собственность: священнический – церкви, а псаломнический — общества. Церковно – приходская школа помещалась на наёмной квартире. На 1914 год в ней обучалось 24 мальчика и 8 девочек.

Деревянная церковь в Разномойке

Казанско – Богородицкая церковь в с.Разномойка была построена в 1896 году старанием прихожан. Имела деревянное здание на каменном фундаменте с деревянной колокольней в одной связи с храмом. Была крыта железом. Престол в ней имелся один, в честь Казанской Иконы Божией Матери. Утварью была обеспечена достаточно. По штату в ней были положены: священник, дьякон и просфорница. Жалование просфорнице было положено 48 рублей в год от церкви. Причт ни от церкви ни из казны жалования не получал, существовал от части кружечного сбора, который в среднем достигал 560 рублей в год. Земли при церкви имелось 440 квадратных саженей погоста и 26 десятин пахотной земли среднего качества, приносящей средний доход 50 рублей в год. Обрабатывалась силами членов причта. Дома причта были деревянные, построены прихожанами.

Каменный храм в Ташле

Покровско – Богородицкая церковь в с. Ташла была построена в 1802 году тщанием местного помещика, помощника коллежского Советника Николая Ивановича Тимашева. Церковь имела каменное здание с каменной колокольней. Престол был один во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Богослужебной утварью была снабжена достаточно. По штату в ней был положен один священник и один псаломщик. Жалования в год получалось: от казны священнику — 141 р. 12 коп. , псаломщику 48 руб. в год. Кружечных доходов в среднем 384 руб. 23 коп. На причт в банке казначейства лежало 300 руб. и ежегодно с них на содержание причта снимался накопленный процент, составляющий 11 руб. 40 коп. церкви принадлежало 33 десятины пахотной земли, приносящие ежегодный доход 66-99 рублей в год. Дома для священно и церковнослужителей были деревянные, построены на церковные средства в 1905 году, принадлежали церкви. Помимо этого на территории храма располагалась деревянная церковная сторожка с квартирой просфорни. В селе Ташла располагалась одна двухклассная смешанная министерская школа в которой в 1911 году обучалось 152 мальчика и 47 девочек.

Деревянная церковь в Варваренке

Церковь во имя св. великомученицы Варвары в хуторе Варваринский. Была построена в 1904 году старанием самих прихожан. Имела деревянное здание с такой же колокольнею, с деревянной оградою. Крыша железная, окрашена медянкой. Здание храма обшито тёсом и окрашено масляной краской; внутренние помещения храма окрашены также масляной краской. Престол один. Во имя св. великомученицы Варвары. Утварью снабжена достаточно. По штату положены священник и псаломщик. Жалования из казны не положено. Кружечных доходов 591 р. 30 коп. Церковной земли 2 десятины кладбища. Дома причта построены на церковно- приходской земле и составляли собственность церкви. Церковно приходские школы при приходе имелись в х. Варваринка и деревне Томгачияг(Алмалы). Церковно – приходская школа располагается отдельно в собственном здании. В ней обучалось в 1911 году 87 мальчиков и 11 девочек. На содержание в год приходом отпускалось от церкви 40 рублей.

Деревянная церковь в Ново-Николаевке

Церковь во имя Св. Архистратига Божия Михаила в х. Ново-Николаевка была построена в 1893 году старанием прихожан. Здание деревянное с такою же колокольнею; крыта железом, окрашена медянкою. Обшита тёсом ; снаружи и внутри окрашена масляною краской. Ограда церковная деревянная, окрашена масляной краской. Престолов в ней один в честь Св. Архистратига Михаила. Утвари достаточно. По штату в ней были положены: священник, дьякон и псаломщик. Жалования от казны не положено. Кружечных доходов 645 р. 57 коп. в год. Помимо того ежегодно проводился добровольный хлебный сбор. Усадебной земли с церковным погостом имелось 2 десятины 1122 квадратных сажени. Дома причта построены на церковной земле на церковные средства. Также церкви принадлежали: дом для просфорни. Церковная сторожка, дом для дьякона и дом для псаломщика. Книги для церковного богослужебного круга имеются полностью. Библиотеки нет. При приходе в х. Новониколаевском имелась церковно – приходская школа. Располагалась в собственном доме от казны, отпускалось на содержание в год 240 рублей. Обучалось 78 мальчиков и 19 девочек.

Деревянные церкви в Троицком

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Троицком построен в 1883 году тщанием жителей села Троицкое. Здание было деревянное на каменном фундаменте, колокольня также была деревянной на каменном фундаменте. Престолов имелось три: Во имя Казанской иконы Божией Матери, Во имя Св. Архистратига Михаила и во имя свт. Николая Чудотворца. По штату были положены священник, второй священник на штатной вакансии дьякона и псаломщик. Жалования из казны было не положено. Кружечный доход на 1914 год составлял 600 рублей. Существовал хлебный сбор. Ежегодно причтом собиралось до 100 рублей. Земли прицерковной усадьбе с погостом церковным имелось 2 десятины. Дома для причта были построены прихожанами в 1883 году и составляли собственность церкви. Книги богослужебного круга имелись полностью. В церковной библиотеке находилось 248 томов. При приходе имелись две церковно – приходские школы: мужская и женская. Церковные школы находились в собственных помещениях и от Отделения Совета в жаловании учащихся на них выделялось до 624 рублей в год. В них обучалось 90 мальчиков и 68 девочек.

Деревянная церковь Крестовоздвиженская в Троицком, разрушенная в годы СССР

Крестовоздвиженская церковь в Троицком

Крестовоздвиженская церковь в с.Троицком построена тщанием местного обывателя Алексия Филипповича Лапшина, который пожертвовал на строительство и обустройство 30000 рублей. Была освящена 29 октября 1906 года (ст. стиль). Престол один в честь Животворящего Креста Господня. Здание деревянное на каменном фундаменте, с деревянною колокольней. Крыта железом, окрашена масляной краской,внутри расписана живописью, полы деревянные крашены масляной краской, обнесена крашеной деревянной оградою. Имелось пять куполов крытых железом. По штату были положены священник и псаломщик.

Жалование положено от Оренбургского губернского казначейства на причт 400 рублей в год. Утварью снабжена была слабо. Кружечных доходов получено за 1914 год 732 руб. 41 коп. Земли церковной усадебной вместе с церковным погостом имелось 2 десятины 2400 квадратных саженей. Дома для причта были построены тщанием Екатерины Алексеевны Лапшиной в 1910 году. Церковная сторожка была построена на средства Алексия Филипповича Лапшина.

Богослужебные книги имелись в полном наличии. В церковной библиотеке находилось 44 книги. Приходских средств в билетах государственного Казначейства под 4% годовых находилась 1000 рублей. Церконоприходские школы имелись в приходе Крестовоздвиженском с. Троицкое и в х. Сладовском школа Михаило- Архангельского братства. Церковная школа помещалась в церковной сторожке, на содержание от церкви отпускалось 40 рублей в год. Обучалось 62 мальчика и 25 девочек.

Каменный храм в Репьёвке

Церковь Святого Алексия человека Божия в с Репьёвка была построена помещицей Екатериной Васильевной Скрябиной в 1839 году и освящена в 1840 году.

Храм Алексея Божьего в Репьёвке — история Тюльганский церквей

Храм Алексея Божьего в Репьёвке

Церковь была каменная со связанной колокольней. Престол в храме был один. По штату полагался священник и псаломщик. Жалования на причт полагалось 400 рублей в год. Кружечный доход составлял до 300 рублей в год. Помимо этого приход получал доход до 285 рублей в год от вложенных храмодательницей Скрябиной процентов с капитала в Московском Опекунском банке. Приусадебной земли церковь не имела. Дома священника и причт располагались на земле помещика и были построены прихожанами. Приход имел две церковно – приходские школы в селе Репьёвка и деревне Козловке, на их содержание не отпускалось определённых средств. В первой обучалось 31 мальчик и 8 девочек, во второй 39 мальчиков и 10 девочек.

Подведём итог

В ходе безбожной пятилетки 1929 – 1932 года практически все каменные и деревянные церкви на территории Тюльганского района были закрыты. Методика закрытия была практически везде одинакова. Церковь облагалась непомерным налогом, затем начинались проверки контролирующих органов одна за другой. Потом священник или арестовывался, или под каким – либо предлогом лишался регистрации и разрешения служить в храме. Или вынуждали человека отречься от священнического сана. Очень многие лишённые места и регистрации священники, но не отрекшиеся от своего служения священнослужители затем арестовывались следственными органами строго по букве закона.

Каждый священник обязан служить Божественную литургию и проповедовать слово Божие. Служил батюшка дома, подпольно литургию и там было хотя бы два человека? Э то основание для возбуждения дела за создание подпольной религиозной организации. Поговорил священник с молодёжью о Боге? Можно возбуждать дело о антисоветской агитации и религиозной пропаганде. Дал священник Библию почитать? Это в советском законодательстве именовалось распространением антисоветской литературы.

А потому к 1933 году в Каширинском районе (туда входила территория Тюльганского и Октябрського районов Оренбургской области) не осталось ни одного действующего храма, а на 1935 год проживало не арестованными всего 5 священников, из них только 1 имел рукоположение до революции. В недействующие церкви свозили излишки зерна, объясняя верующим, что это временная мера, затем или передавали в распоряжение «Заготзерна», выводя здания из под ведения сельсоветов или собирали собрание колхозников и под давлением коммунистов и комсомольцев убеждали переделать деревянные церкви в «культурный очаг» — клуб, организовать там школу, разобрать на стройматериалы для детсада.

Семинаист Оренбургской Духовной семинарии: Сергей Пилипенко, прихожанин храма Николая Чудотворца в Тюльгане

2 комментария:

  1. Какой прекрасный рассказ. Сергей, спасибо Вам большое. Да, было время, когда наши предки строили храмы, а не дома и дачи и лишнюю копеечку несли Богу. А сейчас … Вот уже несколько лет поселок с 10 000 жителями не в состоянии построить храм во имя Пресвятой Богородицы.

  2. Доброй ночи.

    Читая рассказ семинариста Сергея, так и видишь эти уже несуществующие церкви. За столько лет многое что изменилось. Радует, что вера не истребилась в сердцах людей, и что по прошествии безбожного времени, люди пусть медленно, но возвращаются к Богу. Без Бога как жить? Наши праотцы это хорошо понимали. Они знали куда и к Кому надо идти со своими бедами, болезнями, печалями и радостями. Церковь — это неотъемлемая часть жизни православного христианина. Церковь — и есть — Жизнь. Все происходит в Церкви, все важные моменты в жизни человека. Рождение ребенка и рождение нового человека в Боге и для Бога в Таинствах Крещения и миропомазания. Вступление в брак, соединение со своей половинкой, становясь целостным — одним человеком через Духа Святого в Таинстве Венчание. Для исцельние от своих недугов в Таинстве Соборования. Для очищения своей души, омовения совести от греха — Таинство Покаяние. Для соединения с Тем, ради Которого живешь, очищаешься, меняешься, умираешь и воскресаешь — Таинство Евхаристия. Для служения Богу, священодействию и учению — Таинство Священства. В Церкви человек делает первый вздох новый жизни во Христе. В Церкви он делает первые шаги, как христианин, учится жить во Христе. В Церкви он растет, развивается, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). В Церкви человек оканчивает свой земной путь, и она провожает его в вечность молитвою и песнопениями. Это жизнь человека с Богом и в Боге. Храм это больше, чем стены. Церковь больше, чем здание в котором совершаются Таинства.
    Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор. 3:16). Храм для Бога Живаго — это наше сердце. И если наше сердце горит для Бога, открыто для Него, очищается, соблюдается Его слово и исполняются Его заповеди, то придет Пресвятая Троица, Отец, Сын и Дух Святой, и сотворит обитель в его сердце, как и говорит Господь (Ин. 14:23). Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:21).
    Можно разрушить видимые каменные или деревянные храмы. Можно их осквернить, уничижить. Можно также поступить и с верующим человеком. Но нельзя разлучить человека с Богом, нельзя заставить Его не любить, верить в Него. Человек может только сам по своей воле отречься от Бога, предать Его. Ибо остаться верным Ему зависит только от моей воли, от моего желания. А верным Господь силы подает. Может потому их не ломают невзгоды, не беды, не концлагеря, не ожесточение ближних, ни их предательство, ни побои, ни угрозы, ни муки, ни голод, ни нагота, ни холод…, ничто и никто не может их отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господем нашем (Рим. 8:39).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.