Таинство покаяния

Таинство покаяния в храме Николая Чудотворца свершает иерей Александр Квасов

Иерей Александр Квасов принимает исповедь у кающейся прихожанки храма Николая Чудотворца

Таинство Покаяния, также как и Таинство Евхаристии — это важнейшее условие для ведения правильного образа духовной и нравственной жизни православного христианина. Без настоящего покаяния нельзя достойно воспринимать Святое Причастие — Тело и Кровь Спасителя Мира Иисуса Христа. Таинство Покаяния — это та возможность, которая даёт надежду на личное спасение и очищение от своих страстей и грехов. Но важно помнить, что обратить надежду в реальность может лишь Сам Бог по Своей большой любви и милости. Не будем забывать, что традиция проведения Таинства Покаяния сохранена исключительно в Православии, потому что другие ветви Христианства её или исказили, или от неё отказались. Следует отметить искренность покаяния — ведь только оно сделает Таинство очищающим и спасительным средством для верующего человека.

Таинство покаяния (исповедь)

Покаяние — это одно из обязательств жизни православного христианина. Но не все верующие правильно его понимают. Сначала нужно понять само определение.

Покаяние есть Таинство, в котором христианин при раскаянии в своих грехах и исповеди перед священником, получает через него от Бога прощение и разрешение грехов.

Отсюда понятно, что для того чтобы совершить Таинство нужно выполнить два условия:

  • раскаяться и исповедовать грехи;
  • получить прощение и разрешение их от батюшки, которому дана власть Богом прощать их.

Об первом условии можно прочитать в Первом послании Апостола Иоанна Богослова:

если исповедуем грехи наши, то Бог, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши, и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1,9).

О втором условии говорится в Евангелии от Иоанна:

Приимите Духа Святого, сказал Господь Апостолам; кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся
(Ин. 20, 22-23).

Таинство покаяния совершает иерей Сергий Оксаныч

Исповедь в храме Николая Чудотворца Тюльган

Каждый христианин должен понимать, зачем нужно исповедоваться перед священником, рассказывая о своих грехах? Раскаиваться о своих поступках внутри себя перед Богом недостаточно потому, что Спаситель мира наделил властью прощать грехи не самого человека (при мысленном покаянии пред Богом), а Апостолов и их последователей — епископов и пресвитеров. Покаяние — необходимое условие, чтобы достичь Царства Божия. В Евангелии от Матфея в главе 4 стих 17 сказано:

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Святые отцы Церкви дали много определений и толкований понятию «покаяние». Для Климента Александрийского оно исцеление. Для прп. Иоанна Лествичника, покаяние — это «сознательное очищение», «примирение с Богом», «добровольное претерпевание всех скорбей». Симеон Новый Богослов дал такое толкование покаяния — «сознательная борьба с самим собой». Отсюда вывод: для покаяния нужно желание, произволение, воля самого человека, а не окружающей его «природы». Для раскаяния своих грехов нужно скрытое расположение сердца.

Что такое грех?

Апостол Иоанн Богослов в первом послании (1 Ин. 3,4) определил:

Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.

Святые отцы толкуют это высказывание так: «Грех есть нарушение воли Божией, на которой держится мир, вся жизнь». Если люди своими делами, мыслями, чувствами стремятся исполнять Волю Божию через любовь, поиск, творения своих рук — они приобщаются к задуманной Богом гармонии мироустройства: совершенству, благу, добру. Благочестивая жизнь даёт мир душе, спокойствие совести, благополучие (не только внутреннее, но зачастую и внешнее), блаженство, бессмертие. Те же люди, которые нарушают Божью волю, идут против мироустройства, которое определено Божьим порядком. В результате они разрушают, портят, извращают не только самих себя, но и окружающий мир. Грех — это рана, страдание, в первую очередь, самому грешнику.

Вернёмся к другим прекрасным строкам Послания от Иоанна (1 Ин, 4:15, 16), которые свидетельствуют об истине, что Бог есть любовь:

Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

Покаяние необходимо для примирения с Господом

Крещение Господне, Богоявление 19 января 2019 в Тюльгане

Священники отпускают грехи на праздничной службе Крещение Господне, Богоявление

Отсюда понятие греха заключается в отпадении от Бога с пребыванием в любви, что может привести не только к греховным помыслам, но и к совершению злодеяний. Грех — это преступление против голоса Бога в сердце христианина, который и есть его совесть.

Сама суть природы греха связана со злоупотреблением. Причем оно может стать страстью, когда человек одержим влечением к греху, как алкоголик, жаждущий спиртных напитков. Христианство призвано удерживать человека от греховных влечений, а мирская жизнь наоборот, поощряет, разжигает, именно, злоупотребление. Страсть к деньгам, алчности, разврату, «красивой жизни» подогревается телевидением, газетами, другими средствами массовой информации. Вот различие между разумным и злостным употреблением: есть, но не объедаться; пить, но не напиваться; жениться, но не заниматься блудом. Пища, вино, исполнение супружеских обязанностей не могут быть грехом, если они употребляются здраво и законно.

Как готовиться к исповеди

Приготовление к Таинству покаяния — это не только воспоминание своих грехов, но и достижения состояния сосредоточенности и молитвы. Именно при выполнении второго условия грехи для исповедника станут зримы и очевидны.

Важно кающимуся христианину прийти на исповедь не со списком грехов, а с покаянным чувством и сокрушенным сердцем. Прежде чем исповедоваться, нужно у всех, кого обидел, попросить прощения. И всех кто обидел тебя — простить. К исповеди следует готовиться заранее — за неделю или, минимум, за три дня до похода к священнику. Период говения должен состоять из отказа от всех соблазнов, которые мешают внутренней сосредоточенности. Нужно воздерживаться от бранных слов, нехороших мыслей и поступков, обильной пищи, развлекательных программ. Главная составляющая подготовительной стадии — углублённая молитва, помогающая осознанию своих грехов и взывающая отвращение к ним.

Таинство покаяния начинается с чтения священником специальных молитв, в которых упоминаются самые значимые прегрешения, так любимые людьми, но приводящие к смерти души: гордыня, тщеславие, чревоугодие, блуд во всех его формах, сребролюбие, гнев, печаль, уныние. Покаяние должно быть кратким, ёмким, строго индивидуальным. Не нужны житейские разговоры с оправданием своих поступков, осуждением близких, жалобах на трудную жизнь. Даже ссылка на преуменьшение грехов, их повседневность, мол «другие тоже так себя ведут», не может оправдать грешника.

Важно понимать, что некоторые пристрастия несовместимы с духовной жизнью. Сквернословие, злоупотребление вином, пивом, курением, наркотиками, блуд и прелюбодеяние — это тяжкие грехи, за которые ещё в ранней Церкви строго наказывали. Но нельзя впадать и в другую крайность — «привыкание к исповеди», когда за каждый проступок можно прийти к духовнику и покаяться. Это приведёт к тому, что кающийся перестанет бояться нанести оскорбление Богу своим грехом.

Таинство покаяния, структура

Упрощённо схема покаяния в грехах выглядит следующим образом: (1) Раскаяние — (2) Исповедь — (3) Разрешение — (4) Прощение.

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

Греховные деяния совершаются словами, делами, помышлениями. Легче всего не совершать грехи делами, гораздо труднее словами и помыслами. Покаяние или уврачевание души — это работа над самим собой, чтобы:

  • вернуться в лоно Церкви от греховной жизни (фактически второе крещение);
  • регулярно очищать душу от греховной грязи и понуждать себя на свершение добрых дел (для воцерковленных людей).

Таинство покаяния требует от верующего испытание совести и осознанного осуждения греховных деяний.

Во время исповеди человек должен раскаяться всем своим существом: телом, сердцем, устами. Поэтому он должен назвать свои грехи, причём искренне раскаяться в них, веря и надеясь на милость Божию.

Разрешительную молитву читает священник, но простить грехи может только Бог. И не факт, что после исповеди кающемуся грешнику будут прощены его грехи. Важно понимать, что Богу известно все про вашу жизнь, поэтому Его милость коснется только тех грехов, которые исповедник полностью исключит из своей дальнейшей жизни. По окончании исповедания грехов священник может наложить епитимью, которая должна помочь грешнику очиститься от порочных дел. Епитимья налагается в виде: молитвы, добрых дел (милостыни, помощи ближним и др.), чтению акафистов, Псалтыри, дополнительных поклонов на каждый день с чтением молитвы Иисусовой, строго поста на определённый период и недопущения (если грешник упорно не хочет должным образом каяться) на некоторое время ко причастию.

Заключение

Таинство покаяние — это ключ к Царству Небесному. Оно в своей основе простое и сложное одновременно. Простота исповеди — это искреннее, идущее от самого сердца покаяние. Христос готов простить абсолютно любого человека, но нужно быть честным как перед самим собой, так и перед Ним. Сложность заключается в том, что не все люди готовы открыть свою душу, смирить свое смущение, гордыню, чтобы переступить порог храма Божьего. Особенно тяжело даются шаги людям, которые только приобщаются к вере, религиозной жизни. Хочется им пожелать милости Божией, настойчивости, примерения со своей совестью. Нужно помнить, что Господь и так знает все про каждого человека. А вот за настоящую веру и искреннее покаяние простит все, и примет в Царство Небесное.

Видео: Таинство покаяния. Исповедь и подготовка к ней

 

 

 

 

 

2 комментария:

  1. Добрый вечер.

    Покаяние — это сугуболичное переживание человека. Что внешнее его делание? Разве оно может передать то, что находится глубоко внутри сердца человека? Порой сам человек не может понять, что у него в сердце и душе и как там у него; что говорить о другом человеке. Вопиющий в пустыне пророк и предтече Иоанн Креститель Господень, вопиял: Покайтесь! (Мф. 3:3; Мк.1:3). И Господь выходит на проповедь с этим же призывом: Покайтесь! (Мф. 4:17)
    Каяться, значит признать что ты не прав, признать свою вину перед Богом и человеком, и не важно какой это человек и как он вел себя по отношению ко мне. Каяться, значит решить жить по-новому, стать новым человеком, не делать того, что делал раньше, не думать больше так, как думал, не говорить так, как говорил. Каяться, значит возненавидеть свою прежнюю жизнь, такого, какой я есть. Каяться, значит искренне возгореться искоренить свои старые порочные привычки, изменить свой скверный характер. Каяться, значит умереть для греха и воскреснуть и жить для праведности. Те, кто каются, кто работает над своим сердцем, убирает сорняк и возделывает сад добродетелей, тот не может быть без искушений, чтобы не испытывалась его воля, энергия, желания. Там где труд, работа, там и брань, помехи воздвигаются, палки в колеса вставляются, там и опыт обретается и вера укрепляется, и знания не книжные приобретаются. Вера уже не на словах, но вера уже в делах. Таинство Крещения дает мне возможность стать новым человеком, я рождаюсь для новой жизни без греха, но от знания греха и его тяги, Крещение меня не освобождает. В Крещение я родилась для Бога и в Боге, и теперь только зависит от меня буду я с Ним и в Нем на деле, а не в своих мечтах. Ибо Господь Бог не насилует меня быть с Ним, не нудит исполнять Его заповеди, не неволит для исполнение Его воли, но во всем оставляет для меня свободу выбора, чтобы я без принуждения, добровольно решала и выбирала, и жила по своему выбору. И если живу не право, греховно, беззаконно, кто виноват? Каков мой выбор, такова и жизнь моя, такова и участь в вечности, и, то моя воля. Кого винить?

    Кайся сердце моё

    Как тяжек груз греха лежащего в недрах сердца.
    Как холоден он, как жесток.
    То лёд, то камень, то броня
    Для Божьего он Света.

    Нет сокрушения, нет плача
    О прожитых бесцельных днях.
    Всё окаменело, умерщвлено грехом
    И ядом отравлено моё сердце.

    Надменно, гордое, окутанное тьмой
    Не слышит Стучащего в его двери.
    Закрыты уши, покрыты очи мглой
    Не хочет отвечать оно на призыв, Покайся!

    О бедное, холодное ты сердце моё!
    На что ты надеешься? Кого отвергаешь?
    Когда предстанешь ты перед своим Творцом,
    Тогда не будет время для покаяния.

    В оковах ты сердце моё,
    То грех держащий тебя цепями.
    И только твои слёзы перед Царём
    Освободишься ты от своих страданий.

    Не видишь ты, как мучает тебя огнём,
    Не чувствуешь, как тебя он умерщвляет.
    Твой грех, что сладость для тебя,
    То обернётся для тебя страданием.

    Иди к Спасителю и припади к Его стопам,
    И расскажи, обо что споткнулась и где упала.
    Покайся, произнеси, Прости,
    Спаси меня ты окаянную.

    Поведай о бесчувствии твоём
    Омый слезами своё ты окаянство
    Перед Спасителем, перед своим Творцом,
    Который отдал Себя на распятие.

    Спасал тебя, Своею Кровию,
    Покрыл тебя, Своей Любовию.
    Ты вспомни всё, что сделал Он для тебя,
    Покайся, пока ещё не поздно.

    Что сердце бьёшься ты в груди моей?
    Что не печалишься, живёшь ты беззаботно?
    Покайся, времени уж нет.
    Покайся, пока ещё ты можешь.

  2. Добрый день, спасибо за статью.
    Я когда готовлюсь к исповеди, вспоминаю житие прп. Марии Египетской. Сколько долгих лет ей пришлось положить, чтобы изгладить страсти и волнения сердечные. И это в пустыни! Мы живем в миру, полном соблазнов и при этом со слабой волей. Хорошо сказано в сегодняшнем чтении Евангелии: человек не может спастись сам, но Богу все возможно (Мк 10:27).
    Будем всем сердцем уповать на Господа и Его милость. Это не значит, что продолжим грешить, но совершив грех, будем понимать что без помощи Божией мы его не победим. А значит наша жизнь немыслима без Причастия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.