Таинство Причастия или Евхаристия

Таинство причастия — это главный смысл жизни Православной Церкви. Не нательный крестик, ни даже крещение не делают людей православными христианами. Ими становятся те верующие люди, которые начинают жить во Христе и участвуют в церковной жизни, в её таинствах.

Духовная жизни в Церкви невозможна без причащения Святых Тайн. Ведь единое Тело Христово состоит из приобщения Святых даров, освящения верующих силой Святого Духа, соединения христиан со Христом и друг с другом.

Таинство причастия в храме Николая Чудотворца Тюльган

Причащение Святых Христовых Тайн в храме Николая Чудотворца

Таинство причастия — это принятие Святых Тела и Крови Христовых. Причащение можно представить как реальное таинственное действие, соединяющее православного христианина со Христом в той степени, в какой причащающийся прихожанин подготовился к этой встрече.

Что главное в Церкви? — «Чашу спасения приму, и имя Господне призову…» Вот краткая, но ёмко выраженная суть Церковной жизни! Христианство — это религия обновлённого человека, поэтому при подготовке ко причастию важно соблюдать как внешние условия (участие в вечерней службе, чтение канонов, последования, молитв, соблюдения поста), так и приуготовление внутреннего состояния верующего (прощение всех обидчиков, сокрушение о грехах и др.).

Таинство причастия

Таинство причастия на тайной вечере Христа со своими учениками

Тайная вечеря последней трапезы Христа со своими учениками

Святые Дары для Причащения приготовляются на проскомидии и переносятся на престол во время Евхаристии (по греч. благодарение) — литургии верных. Евхаристия — это воспоминание Церкви о тайной вечери и всего того, что на ней происходило более 2000 лет назад. В православном катехизисе, который составил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский говорится:

Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.

Причастие — это реальная возможность соединения с Богом в земной жизни, поэтому принявший Святых Тайн христианин может надеяться, что он будет со Христом и в вечной жизни.

Причащение — кульминация Евхаристии

После символа Веры начинается Евхаристический канон — высшая ступень литургии. Евхаристия — это та вершина, к которой ведут все предшествующие составные части службы: проскомидия, антифоны, ектении, чтения, молитвы. Начало Евхаристического канона — это момент произнесения слов благодарения Богу за всю историю человечества. Благодарственную молитву вполголоса читает священник в алтаре. Поскольку эта молитва читается тихо на фоне протяжного пения хора, есть смысл привести её полностью:

Достойно и праведно воспевать Тебя, благословлять Тебя, восхвалять Тебя, благодарить Тебя, поклоняться Тебе на всяком месте владычества Твоего.
Ибо Ты Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, всегда сущий, остающийся одним и тем же, Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты привел нас из небытия в бытие и, когда мы пали, снова нас на небо восстановил нас и не отступил от нас, совершая все (для нашего спасения), пока не возвел нас на небо и не даровал нам Твое будущее Царство.
За все это мы благодарим Тебя и Единородного Твоего Сына и Святого Твоего Духа: за все благодеяния Твои к нам, о которых знаем и о которых не знаем, явные и тайные. Благодарим Тебя и за эту службу, которую Ты соизволил принять от рук наших, хотя и предстоят перед Тобой тысячи Архангелов и десятки тысяч Ангелов, Херувимы и Серафимы — шестикрылые, имеющие много очей, поднимающиеся на высоту, крылатые.

Как Евхаристия — это основа главного Христианского богослужения — Божественной литургии, так и Таинство Причастия — это кульминация Благодарения Богу. Ко причастию нужно серьёзно готовиться: прочитать 3 канона ко Христу, Богоматери и Ангелу хранителю; соблюдать строгий 3-х дневный пост, обязательно исповедоваться и получить благословение на причащение.

Святые Отцы учат, что хотя исповедь и епитимия могут подавать прощение грехов, но для освобождения от них нужно Божественное причащение. А вот тот кто причащается редко, у того пропадает тепло благоговения, любовь к Богу охлаждается. Практически невозможно человеку до конца искоренить свои страсти, усмирить дикую войну плоти, изгнать все немощи, если не причаститься Христовых тайн.

Таинство причастия — реальность

Первыми в алтаре причащается духовенство прихода. Затем священник выносит Святую Чашу в храм, произносит особую молитву. Верующие подходят молча, благоговейно, со сложенными крест на крест руками на груди. Называют своё имя, и священник кладёт в ложечке им в рот частицу Тела и немного Крови Христовой. Причастившийся христианин целует низ Чаши и отходит к столику, где ему подаются чашка с запивкой и кусочек просфоры. Это делается для того, чтобы во рту не остались частицы Святых Даров.

К Чаше не допускаются прихожане в состоянии гнева, озлобленности, при наличии тяжких не исповеданных грехов или не прощённых обид. Не нужно испытывать судьбу и дерзновенно идти к Евхаристическим Дарам с плохим состоянием души. Это может закончиться для причащающегося тяжелой болезнью или смертью.

Как часто христианин может причащаться?

Наше спасение невозможно без участия в Таинстве Евхаристии, которое может быть только свободным, желанным, подготовленным. Многие прихожане, не понимая его смысла, стараются избегать причащения, или делают это крайне редко. Причин много. Кто-то считает, что частое причастие обесценит Церковное таинство, сделает его обыденным, привычным, проходным. Кто-то не может участвовать в Таинстве Евхаристии по причине осознания своей греховности или невозможности отказа от привычек мирской жизни. Кто-то просто не знает, как нужно готовиться ко Причастию. Но зато постоянно пребывать с Богом, общаться с Ним, желают большинство верующих.

Есть множество факторов, которые нужно учитывать прихожанам при подготовке ко причастию:

  • нравственное состояние;
  • духовный опыт;
  • возраст;
  • здоровье;
  • нередко и род занятий, обуславливающих определённый образ жизни.

Не все могут вычитать правило ко причастию, соблюсти пост, поэтому нужно подойти за советом к духовнику или к батюшке. Молитвы, пост по сокращённому правилу, в первую очередь касаются болящих, беременных женщин, детей, солдат срочной службы.

Требования подготовки трудно выполнять мирянам, которые часто причащаются — несколько раз в месяц — и, постоянно соблюдают все посты.  Им непрерывное постническое житие обременительно настолько, что не позволяет часто вкушать Тела и Крови Христовой. Но эта норма подходит тем христианам, для кого Таинство причастия проходит очень редко — 1-4 раза в год. Но как же  дать возможность воцерковленным людям причащаться как можно чаще?

2 и 3 февраля 2015 года в Москве прошло Архирейское совещание, которое утвердило документ «Об участии верных в Евхаристии». Это важнейшее практическое руководство для духовенства и мирян касается главного содержания духовной жизни и относится ко всем членам Церкви. Суть документа заключается в том, что есть немало мирян, которые готовы были причащаться каждое воскресение или чаще, но не могли поститься 4 дня в неделю.Заглянем во II раздел документа, который устанавливает сроки поста перед причастием. Цитируем:

Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин — при беременности и кормлении пост может быть сокращен, облегчен или отменен.

Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника.

Что же касается частого Таинства покаяния грехов перед причастием, в документе есть ответ и на этот вопрос:

В отдельных случаях в соответствии с практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (например, на Страстной и Светлой седмицах) без предварительной исповеди перед каждым причащением кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в исповеди. При преподании соответствующего благословения духовникам следует особо помнить о высокой ответственности за души пасомых, возложенной на них в Таинстве Священства.

Таинство причастия — величайшее чудо на земле

Принятие Христовых тайн — это диво дивное, которое свершается в каждом храме постоянно, реально в виде величайшей благодати. Как когда-то невместимый Бог посетил земля и жил среди людей, так и теперь все богатство Божества вмещается в святую Чашу, и христиане могут вкусить святые дары при причащении.

Видео: Таинство Евхаристии

3 комментария:

  1. Добрый день.
    Вы освящаете важную тему, но в статье есть несколько спорных моментов.
    В начале статьи Вы пишите, что не крестик, ни Таинство Крещения не делают человека православным христианином. Позвольте с Вами не согласиться. Именно Крещение дает человеку право называться христианином и приступать к Телу и Крови Господа. Далее, причащение (даже частое) не делает человека христианином в истинном значении этого слова, если он (человек) приступает к Таинству без благоговения и недостойно. Мне трудно выразить свои мысли, но я постараюсь. Я понимаю это следующим образом. Человек, видя свою жизнь далекую от евангельских заповедей, сокрушается и скорбит. Он хочет исправиться. У него есть желание, но нет силы воли, чтобы воплотить свое желание. Есть желание, но нет сил. И тогда он прибегает к помощи Божией. В Таинстве Причастия Крови и Тела Христовых он получает силу реализовать свое желание. Поэтому приступая к Чаше только потому что так надо/ принято или хочется, такой человек, хотя и называется христианином, по сути им не является. Если я обижаю близкого или не почитаю родителей, то какой же я христианин? У меня даже нет желания прекратить это? И что с того, что я каждое воскресение причащаюсь? Я только позорю имя христианина.
    Еще Вы пишите, что Святые Дары приготовляются во время Литургии верных. Это не так. Они готовятся во время Проскомидии, а во время Литургии верных переносятся с жертвенника на престол. В указанной Вами части Лутургии происходит преосуществление Даров в Тело и Кровь Христовы.
    Я не хотела Вас обидеть или расстроить, но статью прочтут многие люди. Важно, чтобы у них сформировалось нужное впечатление.

    Простите Христа ради,
    Р.Б. Елена

  2. Спасибо, Елена. Я благодарю вас за подмеченную вами неточность по поводу приготовления Святых Даров во время литургии верных. Дары готовятся на проскомидии, которая совершается во время чтения 3-го и 6-го часа. Поправки в текст внесены.

    Ответ на ваше первое замечание дается во втором предложении: Ими становятся те верующие люди, которые начинают жить во Христе и участвуют в церковной жизни, в её таинствах. Обращаю ваше внимание на два глагола: не делают и становятся. Как было бы здорово, если крещение или крестик делали из человека настоящего христианина. Но им можно только стать, а для этого надо потрудиться!
    Что касается второго вашего замечания, то точной цитаты в тексте я не нашёл, но с вашим рассуждениями согласен.

  3. Добрый вечер.

    Евхаристие. Благодарение. Чаша Любви. Да, именно Чаша Любви. Когда задумаешься, что есть Тайная вечеря, что есть жертва Господа Иисуса Христа, то не можешь не увидеть Любовь бескрайнюю, непостижимую, недомыслимую, которую нельзя постигнуть умом своим, не понять. Ее можно только принять.

    Все, что является приготовлением к Таинству Причастию, как исповедь, говение, пост, молитва, вычитывание соответствующего правило, все это, нужно мне, тому кто идет соединяться с Господом, чтобы по слово Его: Он был во мне и я в Нем (Ин. 6:56).
    Если что-то делаю, то делаю это на совесть и по совести своей. Если совесть позволяет приступать к Таинству без особой подготовке, то дерзай, иди с миром, и приступай спокойно к Чаше Господне. Жить со Христом, это значит жить, поступать и соизмерять свои поступки, мысли, слова со своей совестью. Господь ради меня пришел на эту грешную землю, родился, жил, был как Человек, кроме греха. Вышел на проповедь, учил, вразумлял, обличал, исцелял. Творил благо всем, кто к Нему обращался с верой. Простил предателя Своего, простил отвергшегося Его, простил гонителя Его, простил обидящих, хулящих, смеющих, гонящих. Дал взять Себя, связать Себя, отдать на неправедный Суд, распять, уничижить, высмеять… Что посравнению с ЭТИМ говение, пост, правило, молитва? Чтобы я не делала, какую бы жертву не решила принести, она все равно ничтожно мала по сравнению с Его жертвой! Но хотя бы эту малую жертву, как говение, пост, молитва, прочтение правило, принести к стопам Спасителя моего, как две лепты бедной вдовы, я могу и это в моих силах и власти. Делать или не делать человек решает сам, по своей совести поступает. Но без жертв, какая вера? И в чем она? Вера делами доказывается. И для моего тела — одна жертва, как говение, пост; для души другая жертва, как воздержание чувств, желаний; для сердца — третья жертва, как очищение его от злобы, недображелательности, зависти, нелюбви.
    В Таинстве покаяния моя душа омывается от грязи греха, становится чистой, а в Таинстве Причастия Господь соединяется с моим очищенным от грехов сердцем. Бог в скверне не живет. И если сердце мое лукаво, завистливо, сварливо, ворчливо, обидчиво, то, как Господь соединится с таким сердцем? Он может соединится с больным сердцем, которое имеет твердое желание стать здравым, чистым, исправленным. Вот такому желанию и намерению, Господь и соединяется, и споспешествует, и силы подаст человеку для осуществлений своих благих намерений. И в искушениях не оставит, и от зависимости греха поможет избавиться, искоренит тягу ко греху, поможет искоренить страсти, насадить добродетели, научит ходить по заповедям Своим. И человек точно будет знать, что через Таинство Евхаристии, Господь Бог входит в него, и прибывает в нем, и он сам в Боге, ибо без Бога ничего творить не можем (Ин. 15:5). Вера не в словах, вера в делах. И по плодам познается дерево: ибо не может доброе дерево приносить плод худой, и не может худое дерево приносить плод добрый. Дерево не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 7:18-20).

    Богу нашему подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.